С 1 по 4 ноября крымчан ждут небольшие каникулы: страна будет отмечать День народного единства. Для многих этот праздник станет чем-то новым. Впрочем, если копнуть глубже, можно с уверенностью заявить, что симферопольцы будут отмечать его не впервые.
В прошлом году, 4 ноября, в сквере Победы прошло торжественное мероприятие, посвященное Дню народного единства, и митинг. Кроме того, в возрождающемся храме Александра Невского состоялся молебен. Одним из организаторов этого мероприятия тогда выступил будущий Глава Республики Крым Сергей Аксенов. Впрочем, в то время этот праздник в Крыму не был официальным выходным днем и знали о нем далеко не все.
Сам праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Федорович.
Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства. Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми.
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский.
Пожарский не сразу принял предложение, он согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество людей из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
По указу царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, в честь этого великого события был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери.
С 2005 года этот праздник отмечается как День народного единства. Таким образом, можно сказать, что это не новый «красный день календаря», а возвращение к традиции.
Наталья Григоренко