Настоящая семья, а вместе с ней любовь и верность, без официального брака немыслима, считает священник. А модный нынче гражданский брак он называет не иначе как «блудом».
– Как правило, пары без росписи и венчания пожили немного, потом между ними происходит конфликт, выплывают недостатки – и они расходятся. Таким образом можно создавать семью много раз, и ничего из этого не получится. Потому что прежде чем создать семью, человек должен понимать, что он столкнётся с определёнными трудностями, проблемами, что семья – это подвиг, это ответственность. Как апостол Павел говорит, друг друга тяготы носите – и так вы исполните закон Христов… У нас есть хороший пример идеального брака – это Пётр и Феврония Муромские, – отмечает отец Димитрий.
По его словам, идеальная семья – это та, в которой царит взаимопонимание и уважение.
– Хотя муж есть глава семьи, но жена – его первая помощница. Чтобы научиться любви, истинной, настоящей, самая лучшая школа – брак. Настоящая любовь приходит постепенно, нужно прожить 10-15 лет в браке, чтобы она появилась. Прежде всего эта любовь выражается в ответственности друг за друга и жертвенности. Любовь без жертвы немыслима...
Не развенчивают, но венчаютВенчаться в церкви, так же как и узаконить брак, стремятся немногие. В храме, при котором служит настоятелем протоиерей Димитрий, было несколько таких пар, в основном это дети и внуки прихожан. Они осознанно подходят к таинству венчания. Конечно, есть и такие, что скрепляют семейные узы венчанием ради моды. Но этот брак не может быть крепким.
– Нужно, чтобы молодые люди, прежде чем приступить к таинству венчания, беседовали со священником. Чтобы они понимали, что такое таинство брака, что такое семья, какой смысл и цель семьи и так далее. Сегодня они счастливы, вроде любят друг друга и венчаются, а проживут год-другой, возникают какие-то конфликты – и зачастую брак распадается, – отмечает отец Димитрий.
Более 80% семейных пар, обращающихся за психологической помощью, жалуются на сложности в общении между собой, приводят данные социологи. Проблемы с детьми и их воспитанием, сексуальные или финансовые сложности являются причиной семейного кризиса только в 40% случаев.
Он также поясняет: слухи о том, что церковный брак можно расторгнуть, не соответствует действительности, нет такого понятия, как «развенчание».
– Можно второй раз повенчаться. Есть такой чин в требнике – о второбрачных. Это снисхождение к немощи человеческой, церковь идёт навстречу людям. Конечно, второй чин уже не такой торжественный, как первый, но если же один из супругов вступает в брак первый раз, а второй из них был венчан, то ради одного того, кто впервые, венчают первым чином, – рассказывает священнослужитель.
Плохая жена – за грехиКак же сохранить брак? Настоятель храма делает акцент на терпении и снисхождении друг к другу, мужу и жене нужно научиться закрывать глаза на недостатки. А ещё он говорит, что прежде всего хорошего мужа или жену «нужно просить у бога... И как говорит Иисус, сын Сирахов, плохая жена даётся за грехи».
Современным же семьям, по словам священнослужителя, не хватает элементарной мудрости и общения.
– Как правило, муж и жена целый день работают и не видятся, вечером тоже нет общения как такового. Как одна из причин – Интернет, телевидение. Живого общения не хватает. Были бы мы мудрее, по-другому бы относились друг к другу и к детям, – говорит протоиерей. – А дети – это одна из целей брака.
Начинать нужно с себяПо его словам, если говорить о правильном воспитании своих отпрысков, то нужно прежде всего родителям воспитывать самих себя. Так как дети смотрят на отношения родителей и создают свои семьи по аналогии. Не зря существует поговорка, что яблоко от яблони недалеко падает. При этом протоиерей отмечает, что не считает зазорным и наказать детей за провинность. Ребёнка нужно наказывать, говорит священник, но с любовью, а не просто срываться на нём.
Своей дорогой…Но вот жизненный путь даже дети священника выбирают сами. Настоятель храма подчёркивает, что ребёнку можно помочь в выборе своего места в жизни.
– На Руси была такая практика, когда отец учил своему ремеслу ребёнка. Сейчас немного по-другому. Если говорить о священстве, то, конечно, будет неправильно сына заставлять, чтобы он тоже шёл учиться в семинарию. Самое главное – чтобы он был православный христианин и жил по заповедям Христовым. Ведь у каждого свои способности и стремления. Быть священником – это очень большая ответственность перед Богом, – отмечает отец Димитрий.
Он рассказал, что сам пошёл по стопам родного дяди, тоже священника, и нисколько не пожалел о сделанном выборе.