Сергей Никоненко: Жажда творчества во мне неутолима

Сергей Никоненко: Жажда творчества во мне неутолима
Фото: c-pravda.ru

На первом Евпаторийском открытом фестивале детского и семейного кино Сергей Никоненко представил конкурсную картину «Опасные каникулы», в котором сыграл свою 223-ю роль.

«Роль должна тронуть душу»

- Сергей Петрович, чем привлекла вас картина для юных зрителей?

- Увлекательным сюжетом, пронизанным духом детства, окунуться в который всегда приятно. А сниматься в Крыму - всегда удовольствие.

- На «Солнечном острове» вы появились в таком облике, что не все сразу признали в резко состарившемся бородаче моложавого артиста. Что заставило так измениться?

- Очередная роль, вестимо. Надо же было из меня крымского татарина сделать. Ещё несколько дней до окончания съёмок буду Талибом Назыровичем, так зовут моего героя в лирической комедии Тиграна Кеосаяна о строительстве моста через Керченский пролив, о строителях и жителях полуострова и Тамани. С удовольствием общаюсь с местными жителями, занятыми в массовке. С интересом наблюдаю за работой инженеров, машинистов кранов, монтажников, сварщиков, которые тоже стали героями картины. Это фильм больше про отношения между людьми, а не просто про стройку.

- Примерили на себя другую национальность?

- Да мне это не впервой. Приходилось быть датчанином, испанцем. В картине «Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах» было два колоритных еврея - Армен Джигарханян и я. Теперь вот надеваю тюбетейку - и вылитый татарин.

- Не могу не спросить о начале вашей звёздной карьеры, которое пришлось на шестидесятые годы прошлого века: ВГИК, курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, общение со ставшими позже, что называется, культовыми личностями отечественного кинематографа, среди которых Василий Шукшин. Какое ощущение осталось от той поры?

- Абсолютного счастья! Вместе с Шукшиным входил в удивительный мир кино. С этим человеком меня жизнь навсегда связала. Мы ведь не только на людях общались, он частенько ночевал на моей знаменитой раскладушке, которая и Коле Губенко послужила, и Гене Шпаликову, и Никите Михалкову, и Мише Задорнову. Домашняя обстановка к доверительности располагает. Так жалею, что куда-то этот раритет подевался. Если бы все, кто спал на моей раскладушке, оставляли автографы, цены бы ей не было.

  - Как вам было на съёмках в картине Шукшина «Странные люди»?

- Восхитительно! И поучительно. Рядом был Евгений Евстигнеев, уже имевший уникальный опыт. Евгений Александрович постоянно импровизировал, сочиняя на ходу новые фразы, отступая от текста Шукшина. Когда я сказал об этом Василию Макаровичу, тот ответил: «Неважно это, главное - что он живёт в этой роли, как существует в кадре, как дышит, смотрит, молчит». Так отреагировать может только большой художник, невероятно одарённый человек, наделённый Господом редким чувством справедливости и умением распознавать настоящее, талантливое. На всю жизнь запомнил его слова: «Нравственность - есть правда». Они вошли в мою душу, став ориентиром отношения ко всему и всем.

- Потом вы сами стали режиссёром и сняли картину по рассказам Шукшина. Что подвигло?

- Любовь к нему и его произведениям. В конце восьмидесятых снял «Елки-палки!», в начале двухтысячных - «А поутру они проснулись», который на фестивале в Гатчине получил приз «За верность шукшинской теме в осмыслении загадок русской души». В основе картины «Охота жить», которая вышла в 2014 году, одноимённый рассказ и ещё два - «Осенью», «Билетик на второй сеанс».
В главных ролях - мои любимые артисты Нина Усатова, Валерий Баринов, Станислав Любшин. Себя не забыл - снялся в роли паромщика Филиппа из пронзительного по силе чувств рассказа «Осенью».

- В титрах картины фамилия Никоненко значится три раза: кроме Сергея ещё Никанор и Пётр. Продолжатели актёрского рода?

- Сын Никанор работал на площадке ассистентом, он окончил Высшие режиссёрские курсы у Аллы Суриковой и Владимира Фокина. А снимался в небольшой роли его сын, мой внук Петя.

- Какие советы даёте молодым по выбору роли?

- Браться надо за ту, которая трогает душу. Тогда в ней проживёшь, а не просто отыграешь. А актёром надо становиться тем, в ком превыше всего неутолимая жажда творчества.

С Есениным по жизни

- В вашем послужном списке есть роль, которая, мне кажется, не отпускает по сию пору - Сергея Есенина.

- Правильно кажется. Она просто вмешалась в мою жизнь, придала ей особый смысл. Фильм Сергея Урусевского по сценарию Геннадия Шпаликова «Пой песню, поэт» снимался тому назад, страшно сказать, - 46 лет. С тех пор Есенин идёт вместе со мной по жизни.

- Тогда и возникла мысль открыть его музей?

- Тогда я только начал покупать прижизненные издания поэта. И в одном из воспоминаний его первой гражданской жены Анны Романовны Изрядновой прочитал, как она возвращалась домой. Уловил что-то знакомое в тех местах, хотя точного адреса она не указала. Пошёл в домоуправление района, два дня просидел за домовыми книгами и узнал-таки, что Анна Романовна и их с Есениным сын Георгий проживали в доме, где я родился - в арбатском переулке Сивцев Вражек, 44. Сюда, в квартиру 14, приезжала мать Есенина. Отсюда в тридцать седьмом забрали Георгия, расстрелянного в двадцать три года за «покушение на Сталина». Сюда приходил повидаться с бабушкой другой сын поэта - Александр Есенин-Вольпин.
В этой квартире Есенин сжёг свои рукописи в сентябре 1925 года перед отъездом в Ленинград.
Начались мои похождения по чиновникам. Меня отговаривали, ничего, мол, не получится. Ан нет, получилось! Теперь по этому адресу вот уже 23 года существует Есенинский культурный центр. Созданный на наши с женой, актрисой Екатериной Ворониной, кровные, ни копеечки бюджетных денег. Из руин восстановили все пять комнат, собрали около 2 тысяч экспонатов. Автографы и прижизненные издания, личные предметы, живописные полотна, скульптурные портреты в белом мраморе и в бронзе - я люблю, чтобы было солидно, весомо, зримо, как Маяковский говорил. Есть диван, на котором сидел поэт. Бокал, который он три года возил с собой и не хотел пить ни из какого другого. Бритвенный прибор из десяти предметов, который Есенин подарил своему другу - поэту Николаю Клюеву со словами: «Россия кровью исходит. А ты всё в облаках витаешь, проповедуешь свои старообрядческие мотивы. Вот возьми бритву и сбрей бороду!». Клюев Есенина не послушал, а бритвенный прибор через несколько дней передарил своему другу Анатолию Яр-Кравченко, у племянника которого я и выкупил реликвию. Хотелось бы, конечно, от московских властей получить какую-никакую копеечку на оплату охраны. Пока её, как и аренду, оплачиваем.

- Есенин - самый любимый поэт?

- После Пушкина. То, что было по плечу Александру Сергеевичу, никому больше в литературе не удалось. Есенин мне близок своей исповедальностью и гениальной простотой. А ещё тем, что в его стихах постоянно открываешь что-то новое. Даже в хорошо известных, выученных наизусть.

- Среди многочисленных наград какие особенно дороги?

- Каждая имеет свой вес, своё значение. Очень ценю полученные в Ялте. С этим городом многое связано не только у меня, но и у моего отца, который пятнадцатилетним пареньком служил у создателя отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова.
Студентом второго курса ВГИКа я снимался на Ялтинской киностудии в 1960 году вместе с Зоей Фёдоровой и Николаем Крючковым в картине «Сердце не прощает». Потом здесь же снимался в картинах «Счастье пришло», «Шурка выбирает море», «Странные люди», «Там, за горизонтом», «Шестой», «Я - кукла». А в Евпатории снимался в 1979 году в картине «Расколотое небо», где вместе с Аристархом Ливановым мы играли лётчиков первой мировой войны. Здесь же снимались фрагменты картины «Трын-трава». В «Ёлках-палках» море снимали в Орловке под Севастополем. Так что Крым для меня - часть творческой жизни и любимое место, куда всегда приятно возвращаться.

Досье

Актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, народный артист РСФСР Сергей Петрович Никоненко родился в Москве 16 апреля 1941 года. Получил во ВГИКе актёрское и режиссёрское образование. Запомнились его персонажи в телесериалах «Каменская», «Одна любовь души моей», «Тяжёлый песок», «Родина ждёт», «Граф Крестовский» и «Гибель империи».
В фильмографии актёра более 200 фильмов и сериалов, режиссёра - 15 картин и сериал «Аннушка», в котором и сам сыграл. Создал в Москве Есенинский культурный центр. Среди многочисленных наград - ордена «За заслуги перед Отечеством», «Почёта» и Александра Невского, призы международных кинофестивалей, Международная литературная премия Сергея Есенина. В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента Владимира Путина на Украине и в Крыму. Аллея звёзд на ялтинской набережной украшена памятным знаком с именем Сергея Никоненко.


Фото автора.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

 
По теме
kl2 - Керченская больница №1 Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Керченская больница №1
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
1 - Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина В Доме-музее М. А. Волошина 27 марта для детей младшего школьного возраста прошла комплексная программа «Театр начинается с детства», посвящённая Международному дню театра.
Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет