«Крымская газета» побывала на Евпаторийском авиаремонтном заводе, который после вхождения Крыма в Россию практически заново вернул себе профессиональную специализацию и активно ремонтирует авиационную военную технику.
Работа кипит. Фото: Наталья Гоцанюк Статусное предприятиеНапомним, что в Крыму сегодня открыт вопрос о переводе государственных унитарных предприятий в новый статус акционерных обществ. И ГУП РК «Евпаторийский авиаремонтный завод» (далее – ЕАРЗ) готовится к акционированию, благодаря которому это стратегическое предприятие обретёт второе дыхание.
Глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил по этому поводу:
– Всех пугает это слово. Но это просто изменение статуса предприятия на акционерное общество со стопроцентной собственностью государства. Просто как субъект хозяйствования акционерное общество гораздо более манёвренное и сможет конкурировать с другими производителями. То есть продажи этих предприятий, я имею в виду пакетов акций этих предприятий, не планируется. При этом профильным министрам поставлена задача практически все ГУПы реорганизовать в акционерные общества со 100-процентной государственной собственность.
Что касается ЕАРЗа, то созданный при Союзе для ремонта военной авиационной техники он при Украине много лет не занимался основной деятельностью. В результате 90% оборудования устарело. Мы пообщались с директором ЕАРЗа Сергеем Опрышко и прошли на территорию этого режимного предприятия.
Сергей Опрышко объясняет:
– До 2015 года завод в основном занимался продажей товарно-материальных ценностей. Находил по Союзу где что плохо лежит, скупал, «чистил, гладил», переписывал бирочки и продавал через Укрспецэкспорт в Африку, Южную Америку. Вторая статья доходов была – завод чуть-чуть продолжал ремонтировать воздушные винты и отдавать их на сторону. Когда пришла Российская Федерация, мы делали виброупрочнение лопастей воздушного винта. Нареканий на качество не было, но по закону так делать нельзя – не хватало оборудования, не выполнялся техпроцесс. То есть для полноценного технологического процесса нужно потратить почти миллион долларов, чтобы получить стенд для виброупрочнения лопастей. Делают его в Павлово на Оке Нижегородской области. Но это очень затратно.
ФОТОРЕПОРТАЖ: Под крылом самолёта: чем живет «Евпаторийский авиаремонтный завод»Штурмовики в Евпатории
С переходом в РФ предприятие получило многомиллионную бюджетную поддержку, закупило часть оборудования и сегодня уже выполнило два государственных заказа, дополнительно получив в работу ещё семь. Среди его материальных ресурсов не только цеха в Евпатории, но и знаменитая взлётно-посадочная полоса «Нитка» в Новофёдоровке.
Однако, чтобы продолжить работу коллектива специалистов ЕАРЗ в таком же активном формате, заводу уже в 2017 году необходимо влиться в общероссийскую авиастроительную структуру.
Для понимания скажем, что в Российской Федерации аналогичные предприятия, которые занимаются ремонтом авиационной техники, все являются акционерными обществами и управляются Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК).
Чтобы влиться в эту структуру и получить шанс на модернизацию и стабильную работу, Евпаторийскому авиаремонтному заводу необходимо пройти процедуру акционирования, то есть изменить форму собственности.
Сергей Опрышко уточняет:
– В России самолётостроением и ремонтом занимается ОАК. Я как руководитель надеюсь, что после вхождения в ОАК у предприятия появится возможность получать госзаказы и участвовать в федеральных целевых программах. Для чего? Для того чтобы наше предприятие подтянуть до уровня материковых ремонтных заводов.
Сегодня объёмы ремонта на предприятии достигли почти полумиллиарда рублей. К примеру, по гособоронзаказу контрольно-восстановительные процендуры в Евпатории сейчас проходят «летающие лодки» – самолёты БЕ-12. После ремонта БЕ-12, порт приписки которой воинская часть в Каче, будет выполнен испытательный полёт с экипажем из Таганрога. Затем самолёт отправится охранять наши рубежи в Чёрном море. Капитальный ремонт на заводе также проходят знаменитые штурмовики СУ-25. При этом в цеху можно увидеть СУ, полностью очищенный от покраски. По словам директора, это ноу-хау предприятия. Только ЕАРЗ полностью снимает лакокрасочное покрытие обшивки самолёта. Только в таком состоянии можно детально увидеть её состояние, вовремя распознать нарушения и, таким образом, провести более качественный и надёжный ремонт.
Заказы есть. Фото: Наталья ГоцанюкПримечательно, что, по словам руководителя ЕАРЗ, завод доселе никогда не делал капитальный ремонт, в украинский период это был только средний ремонт.
Влившись в структуру ОАК, предприятие надеется оживить и коммерческую деятельность, например, обслуживать в том числе и гражданскую авиационную технику.
Директор Евпаторийского авиаремонтного завода Сергей Опрышко говорит:
– Логистика и здравый смысл подсказывают, что с учётом того что у нас есть авиационная техника в Бельбеке, Гвардейском, Джанкое, Новофёдоровке, Каче, полуострову нужно предприятие, которое может оперативно провести восстановительный ремонт, текущий ремонт, а мы готовы к этому. Без нашей базы сервисное обслуживание в интересах государственного заказчика затруднено. Представители Минобороны качеством ремонта довольны, и они заинтересованы в нашей работе – людям просто удобно на расстоянии 100 км получать качественные услуги, иначе придётся гонять самолёты на материк.
Земельный вопросК слову, не так давно предприятие посетил глава Росавиации Александр Нерадько, который активным образом заинтересован в развитии взлётно-посадочной полосы «Нитка» в интересах Ульяновского училища гражданкой авиации. Здесь хороший климат, погода, отсутствие снега, возможность для лётчиков круглый день делать налёты. И, по его словам, есть определённые инвестиции, которые могут быть вложены в развитие нашей взлётно-посадочной полосы.
К сожалению, и инвестиции, и акционирование тормозит земельный вопрос. Постановлением Правительства РФ Республику Крым обязали имущество, ранее закреплённое за военными городками, передать в Минобороны РФ, что полуостров и сделал. При этом республика попросила передать территорию ЕАРЗа в районе 5-го городка в Евпатории обратно.
К сожалению, сегодня Минобороны не согласовывает проект распоряжения Совета министров о передаче именно этого имущества заводу в хозяйственное ведение. Ответ ведомства говорит о том, что проводится инвентаризация участков. Процесс затянулся, а это тормозит акционирование предприятия.