А. Алиев: такие композиции — наглядный пример мастерства для начинающих скульпторовВ год столетия Октябрьской революции совершенно закономерен интерес к людям, волею судьбы ставшим её ровесниками. В крымских музеях и выставочных залах готовятся экспозиции, представляющие творческое наследие художников, рождённых в 1917 году. Среди них — живописцы Валентин Бернадский (1917—2011) и Татьяна Яблонская (1917—2005), выставки их полотен проходили в Симферопольском художественном музее, вернисаж Валентины Цветковой (1917—2009) «Запечатлённый восторг» — в конференц-зале Воронцовского дворца. И вот теперь — памятная выставка в столичном Доме художника, приуроченная к 100-летию со дня рождения скульптора, керамиста, графика Леонида Смерчинского и 95-летию его жены Инны — скульптора-портретиста.
Фотографии крупных скульптурных сооружений, камерные портреты и керамические статуэтки, скульптурно-композиционные этюды, представленные на выставке, охватывают длительный период времени и широкий круг проблем — от передачи реального облика героев и явлений до создания абстрактно-символического собирательного образа времени. Отсюда — глубина и оригинальность пластической концепции, художественная насыщенность произведений, обобщённость форм, лаконизм исполнения, поиски новых пластики и фактуры.
На открытии выставки: А. Павлючек, дочь, внучка и правнуки Смерчинских«Короткая, трудная, но счастливая жизнь», — афористично-ёмко сформулировала творческий вывод на вернисаже мемориальной выставки Леонида Смерчинского его дочь Нина Смерчинская-Рыжкова. И очень плодотворная жизнь — хочется добавить, увидев собранные вместе работы выдающегося крымского мастера. Реалистичные без железобетонности, узнаваемые без панибратства, артистичные и содержательные скульптурные группы, отдельные фигуры и портретные бюсты, былинные богатыри и сказочные персонажи, романтизированные образы бойцов революции и крымских партизан выглядят современно, в меру реалистично и героико-монументально, но при этом — концептуально убедительно.
Судьба Леонида Семёновича (1917—1980) требует отдельного если не романа, то хотя бы повести. И это не удивительно для мастера такого масштаба дарования; странно, что никто пока такую повесть не написал, при том, что очень разные люди — родные, друзья, коллеги, младшие современники — одинаково уважительно о нём отзывались. Внучка Аня вспомнила «богатырские сказки» о героях, которые рассказывал в детстве дед, работая над очередной скульптурой, и в который раз порадовалась отражению этой «героической мощи» в его работах.
Скульптурные портреты И. СмерчинскойХудожник Лев Балкинд отметил, что произведения одного из значительных крымских мастеров относятся к тому пласту настоящего искусства, которое не имеет времени: с ним хочется встречаться сегодня, завтра, всегда. Скульптор Айдер Алиев уверен: помимо многих прочих достоинств, композиции Леонида и Инны Смерчинских сильные, эмоционально привлекательные, интересные со всех точек осмотра. Разнообразные по тематике и средствам художественной выразительности, они решают разные идейно-образные задачи, могут служить наглядным примером мастерства и учебным пособием для начинающих скульпторов. Председатель Союза художников РК Антон Павлючек в связи с очевидной необходимостью хранить, изучать и популяризировать творческое наследие такого уровня вновь поднял вопрос о создании в республике музея современного крымского искусства. Заместитель директора Симферопольского художественного музея Светлана Глазунова предложила выставить камерную пластику Леонида и Инны Смерчинских в СХМ, где уже прошли выставки «ровесников революции» Валентина Бернадского, Татьяны Яблонской, Валентины Цветковой. Тема ли такова, художники ли ей под стать, флёр ушедшего столетия, но выставки мастеров, рождённых в 1917 году, вызывают нешуточный интерес публики и проходят с большим успехом.
Екатерина БОРОДИНА
Фото автора .