Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше

Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше
Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше
Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше
Фото: gazetacrimea.ru
Как удержать внимание зрителя и стать мастером на все руки - об этом и не только «Крымской газете» рассказали бутафоры Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького. «Процесс создания таких масок – очень кропотливая работа», – говорит Любовь Курганова. 

Театральная бутафория – важная часть оформления спектакля. Это предметы сценической обстановки, имитирующие настоящую посуду, декоративные вазы, светильники, скульптуры, детали архитектуры и мебели, книги, военные доспехи, оружие, деревья, кусты и многие другие предметы, необходимые для оформления спектакля, отражающие быт разных времён и народов, определённый художественный стиль и атмосферу спектакля.

Бумажные «подделки»

Чаще всего театральную бутафорию изготавливают из папье-маше, мастики, дерева, металла, поролона, картона, оргстекла и других материалов, имитирующих бронзу, золото, серебро, ценные породы древесины, фарфор, майолику, хрусталь, стекло.

Бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте (комедия масок) – отсюда и происхождение названия. В переводе с итальянского, buttafuoria означает «подделка». Предметы бутафории отличаются дешевизной, лёгкостью, прочностью. При их создании обычно отказываются от воспроизведения деталей, невидимых зрителю, потому зачастую они даже более выразительны в спектакле, чем предметы, которые изображают.

– Главное в нашей работе – иметь художественное чутьё и навыки. По большому счёту, бутафор – это бумажный художник. Фактически всё мы делаем из бумаги. И всё, что на сцене объёмное, – это наших рук дело, – рассказывает бутафор шестого разряда Елена Алексеенко.

Светлана Юрченко: «Профессия бутафора требует усидчивости».  Созидатели

Настоящий мастер бутафории должен обладать многими навыками, не только иметь образование и опыт, но также богатую фантазию и золотые руки.

– Главное моё орудие в работе – смекалка! Главный художник при подготовке нового спектакля приносит нам свои пожелания, мысли, эскизы и чертежи, на основании которых мы строим свою работу. Мы заказываем и закупаем необходимые материалы и приступаем непосредственно к созданию предметов, – делится с нами бутафор шестого разряда Светлана Юрченко.

Также сотрудники цеха подготавливают все поверхности декораций к покраске для передачи их художникам. В итоге должна получиться вещь, которую не отличишь от настоящей. Поэтому самой лучшей благодарностью режиссёра они считают вопрос: «Вы что, это всё купили?»

– Я ещё 40 лет назад пришла в театр. Закончила наше художественное училище. Вообще, бутафор – это профессия, выпускников которой почти нет. Всего по России несколько училищ сейчас обучают художников-бутафоров. Конечно же, этого недостаточно, – объясняет художник-бутафор 1-й категории Любовь Курганова.

По её словам, особенно увлекательна эта профессия тем, что бутафоры до конца никогда не знают, что в итоге у них получится. Ещё один несомненный плюс профессии – работа никогда не повторяется.

– В конце 80-х в нашем театре была реконструкция, мастерские находились на улице Набережной, около музучилища имени Чайковского. После учёбы в художественном училище я два года работала художником-декоратором. Потом ушла из театра и вернулась почти через 10 лет на должность бутафора, – говорит Елена Алексеенко.

По её словам, бутафором может стать любой творческий человек. Навыки, приобретённые в работе, можно использовать не только в хобби – после такой «школы» человек с лёгкостью может стать декоратором, оформителем или реквизитором, который сумеет с нуля создать любую необходимую вещицу.

– Я закончила художественное училище в Севастополе по курсу «Художник-оформитель». В Симферополе работы не оказалось, художников было много. Но как-то раз проходила с подружкой мимо театра и решила зайти спросить, не нужна ли я здесь. И уже на следующий день вышла на работу – так стала бутафором Светлана Юрченко.

Подготовка реквизита к новому спектаклю занимает от месяца до двух, в зависимости от количества и сложности элементов, а также от размера сцены. Тяжелее всего работать с клеем, признаются в цеху. Применяют как обычный ПВА, клейстер, так и более специфический клей – наирит. В остальном обстановка у наших мастеров более чем приятная, что даже с других цехов приходят в гости.

Помимо создания реквизита, бутафор должен следить за тем, чтобы все предметы были в надлежащем состоянии. Ведь на репетициях или даже во время спектакля могут что-то из реквизита или мебели сломать или порвать. Так, в спектакле «Убить Герострата» актёр кидает за сцену большой кувшин, который бутафоры называют «любимым», так как чинить его приходится регулярно.

Елена Алексеенко: «Бутафором может стать любой творческий человек». Быть или не быть

В то, что моноспектакли без декораций и реквизита на 100% заменят классический театр, бутафоры не верят. По их словам, такая игра, скорее всего, не будет восприниматься зрителем как полноценная. Только актёры самого высокого полёта могут затмить собой все декорации и удерживать внимание зрителя весь спектакль.

– Декорации необходимы для общего восприятия спектакля. Всё это помогает погрузиться   в атмосферу, – объясняет Елена Алексеенко.

Вместе с тем во многих театрах сегодня такой профессии, как бутафор или декоратор, уже нет. Декорации делаются на заказ. И только в самых сильных российских театрах остаются стабильные цеха.

Фото: Антон ВОЛК

Ещё новости о событии:

Как удержать внимание зрителя и стать мастером на все руки об этом и не только «Крымской газете» сказали бутафоры Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького,
19:11 21.03.2017 Crimea.Kz - Симферополь
Профессия - бутафор: Атмосфера папье-маше - Газета Крымская газета
Как удержать внимание зрителя и стать мастером на все руки - об этом и не только «Крымской газете» рассказали бутафоры Крымского академического русского драматического театра имени М. Горького.
18:19 21.03.2017 Газета Крымская газета - Симферополь
 
По теме
5 апреля 2024 года, в пятницу в 16:00 в картинной галерее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника проводится торжественное открытие персональной выставки живописных произведений керченского художника Ол
6 апреля в 17.00 в Картинной галереи Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника проводится творческий вечер автора и исполнителя, Заслуженного работника культуры Республики Крым,
Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям. - Крымская правда Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям.
Крымская правда
Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Роспотребнадзор по Республике Крым
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. - Крымская правда Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. Фото автора. Крымский киномедиацентр - организатор открытого фестиваля документального кино,
Крымская правда
Крымские кадеты покорили Москву - МЧС России В Московской Академии ГПС МЧС России состоялся VII Открытый фестиваль кадетских классов и школ имени Героя России Евгения Николаевича Чернышёва.
МЧС России
Екатерина Шелеметьева: «Мои главные темы – мечта и семья» - ЦБС г. Евпатории    В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась профессионально-творческая встреча сотрудников евпаторийской централизованной библиотечной системы с писательницей Екатериной Шелеметьевой,
ЦБС г. Евпатории