В 2017 году Межрегиональным управлением Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю проводилась работа, направленная на информирование потребителей по вопросам потребительского законодательства с целью дальнейшего недопущения нарушений прав потребителей. Всем обратившимся предоставлена консультационная помощь по разъяснению действующего законодательства в сфере потребительского права, а также оказана практическая помощь в составлении заявлений для обращения к субъектам хозяйствования и судебные органы.
Так, в 2017 году на личных приемах было принято 1 921 гражданин-потребитель, что на 7% больше чем в 2016 году, и на 15% больше чем в 2015 году, из них:
- 62 % (1192) консультаций оказано по вопросам жалоб на некачественные непродовольственные товаров (технически сложные товары, обувь, мебель, одежду и прочие), (в 2016 году оказано 966 консультаций по вопросам данной тематики, что составило 53 % от общего количества обратившихся, в 2015 году — 893 (54%);
Из них, 5 % (98) консультаций оказано по вопросам приобретения товаров посредством дистанционной продажи через сеть Интернет, что на 2% больше чем в 2016 и 2015 годах.
- 30 % (563) консультаций оказано по вопросам оказания услуг и выполнения работ, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (химчистки, парикмахерских, интернета, общепита, изготовления металлопластиковых изделий и другое), (в 2016 году оказано 627 консультаций по вышеуказанным вопросам), что составило 35 % от общего количества обратившихся, в 2015 году — 474 (29%);
- 5% (103) консультаций оказано по вопросам качества и безопасности продовольственных товаров (конфеты, яйца, колбасные изделия, хлеб, алкоголь и другое) и нарушение правил торговли, (в 2016 году — 105, что составило 6 % от общего количества обратившихся, в 2015 году — 238 (14%);
- 3 % (63) консультации оказано по другим вопросам (в 2016 г. -107(6%), в 2015 г. - 53 (3%).
Так же, в пределах компетенции Межрегиональным управлением рассмотрено 2 947 письменных обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, что составило 45 % от общего количества обращений, поступивших в адрес Межрегионального управления за 2017 г. Хотелось бы отметить, что количество рассмотренных Управлениям обращений по вопросам защиты прав потребителей несколько снизилось по сравнению с 2016 годом (3015), в 2015 году их количество составило 2 477. Снижение количества письменных обращений в 2017 году связано с положительным опытом информационной работы, проводимой Межрегиональным управлением через СМИ и сеть-Интернет, по вопросам потребительского законодательства с целью дальнейшего недопущения нарушений прав потребителей. Так, за 2017 год количество выступлений в СМИ и сети-Интернет, в которых приняли участие должностные лица Управления возросло по сравнению с 2016 годом на 10% и составило 381 выступление.
Из общего количества рассмотренных письменных обращений:
- 55 % (1621) обращений на оказание услуг и выполнение работ, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (услуги бытового обслуживания населения, медицинские услуги, услуги связи, транспортные услуги, гостиничные услуги, туристические услуги, услуги общественного питания и другое), (в 2016 году — 743, что составляет 24,6 % от общего количества поступивших обращений, в 2015 году — 1 103 (53,8%);
Из них, 2 % (45) обращений по вопросам приобретения товаров посредством дистанционной продажи через сеть Интернет, что на 1% больше чем в 2016 и 2015 годах.
- 15 % (452) обращений на некачественные непродовольственные товары (технически сложные товары – 279, обувь – 112, мебель – 68, лекарственные средства – 67, одежда – 71, прочие – 171), (в 2016 году — 768, что составляет 25,5 % от общего количества поступивших обращений, в 2015 году — 577 (23,3%);
- 10 % (291) обращений на качество и безопасность продовольственных товаров (колбасные и мясные изделия, рыбную продукцию, молочную продукцию, хлеб, алкоголь и другое), (в 2016 году — 300, что составляет 10 % от общего количества поступивших обращений, в 2015 году — 385 (15,5%);
- 9 % (268) (в 2016 г. - 383 (12,7%), в 2015 г. - 175 (7%) обращений на нарушения при оказании услуг в сфере ЖКХ,
- 3 % (89) (в 2016 г. - 44 (1,5%), в 2015 г. - 54 (2,3%) обращений на нарушение прав при оказании финансовых услуг;
- 8 % (226) (в 2016 г. - 183 (7,4%) обращений по другим вопросам нарушения прав потребителей.
За 2017 год тематика консультаций и письменных обращений не изменилась по сравнению с тематикой консультаций и письменных обращений 2016 и 2015 годов.
В большинстве устных консультаций как в 2017 году, в 2016 году, так и в 2015 г. поднимаются вопросы о продаже непродовольственных товаров ненадлежащего качества (за 2017 г. — 1198 (62 % от общего количества консультаций), в 2016 г. – 966 (53,5 % от общего количества консультаций).
В письменных обращениях отражаются вопросы оказания услуг и выполнения работ, не соответствующих требованиям нормативно-правовых актов (2016 г — 1332 (64 % от общего количества обращений), за 2017 год – 1983 (67 % от общего количества обращений) соответственно.
Тематика обращений на имеет одинаковую структуру. Основными причинами обращений граждан явились: предоставление услуг и выполнение работ ненадлежащего качества, продажа товаров с недостатками, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг.