10 сентября во многих регионах России пройдут выборы различных уровней – от губернаторов до депутатов в местные советы. Тем не менее накануне единого дня голосования вновь заговорили об отмене так называемого муниципального фильтра, сообщает издание « Крымская газета ».
Жёсткая очистка
По сути, так называемый муниципальный фильтр был введён для того, чтобы отсекать от участия в избирательной гонке тех, кто идёт на выборы не для того, чтобы победить. Например, чтобы развернуть кампанию по дискредитации одного из кандидатов-фаворитов или чтобы привлечь внимание общественности к своей персоне и, соответственно, отвлечь внимание правоохранителей. Да мало ли какие мотивы и какие политические технологии подвигают на такие решения. В общем, когда масса откровенных кандидатов-статистов стала уже критической, были созданы дополнительные барьеры. Если ты по-настоящему хочешь победить, то будь любезен выполнить ряд дополнительных условий, прежде чем избирком выдаст тебе «билет на избирательную войну» – свидетельство о регистрации кандидата.
Тем не менее, как это часто бывает, дополнительные барьеры стали эффективным механизмом, который региональное руководство использует для снятия потенциально опасных конкурентов. И данная тенденция, в частности, обеспокоила председателя Центральной избирательной комиссии России Эллу Памфилову.
Таким образом, на прошлой неделе в интервью одной из федеральных газет она заявила, что данный фильтр должен быть более демократичным, хотя и продолжать действовать. Да, он позволяет отсеивать «проходимцев и фейковые партии» , тем не менее при этом требуется сделать так, чтобы не создавать «препятствия для крупных конкурентов» . «Норму о муниципальном фильтре в нынешнем виде надо отменять <…> Должна быть система, которая упорядочивает политический процесс, тем не менее не убивает конкуренцию <…> Может, эксперты договорятся, а законодатели услышат их, ведь есть разные варианты», – заявила Элла Памфилова.
Стимулирование конкуренции
Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас также склоняется к тому, что требуется скорректировать работу этого инструмента. Тем не менее вместе с тем муниципальный фильтр обеспечивает политическую конкуренцию на выборах начиная с самого низового уровня. «Действующий механизм, необходимость сбора подписей муниципальных депутатов направлен в первую очередь на то, чтобы простимулировать все политические силы, какие и вправду заинтересованы в решении проблем населения и улучшении жизни людей, идти и работать, вести политическую деятельность с муниципального уровня», – отметил сенатор в комментарии СМИ.
Но, как показывает политическая практика, многие партии пренебрегают или же неохотно ведут работу на уровне муниципалитетов. «Среди них и парламентские партии с готовностью выдвигают кандидатов в органы государственной власти, тем не менее с большой неохотой выдвигают кандидатов на муниципальных выборах», – отметил в связи с этим Андрей Клишас.
По его мнению, яркой иллюстрацией того, как работает муниципальный фильтр, стали выборы этого года в органы местного самоуправления в столице России. На примере этих выборов можно было увидеть, как кандидаты от оппозиционных сил (а именно в их рядах больше всего критиков действующего отбора) активно продвигали свои программы и стремились избраться в столичные муниципалитеты.
- Это именно то, для чего и был создан муниципальный фильтр – это в интересах как населения, так и органов власти и, конечно же, политических партий, какие готовы идти к избирателю с реальной программой действий, которая должна быть понятна человеку, – считает сенатор.
СПРАВКА:
Муниципальный фильтр – система предварительного отбора желающих принять участие в региональных выборах. Кандидатам требуется собрать определённый процент подписей (в разных регионах от 5% до 10%), в числе которых должен быть процент от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, а также избранных на выборах глав муниципальных районов и городских округов (также от 5% до 10%). При этом подписи последних кандидат должен получить не менее чем в трёх четвертях муниципальных районов и городских округов региона. В комитете гражданских инициатив полагают, что именно эта «трёхслойность» в сочетании с запретом подписываться за двух кандидатов одновременно обычно и является главной проблемой при регистрации оппозиционных кандидатов.