Музей - взгляд через войну

Музей - взгляд через войну
Фото: c-pravda.ru
Номер газеты за 31 января 1945 года.

Историческое название, Центральный музей Тавриды, существовавшее с 1921-го, ему вернули всего 12 лет назад, а до этого с 1945-го называли Крымским краеведческим музеем. В Великую Отечественную он понёс немалые потери. «Грабители» - так называлась статья Александра Полканова, учёного-хранителя, временно занимающего должность директора Центрального музея Крыма - ещё одно название, опубликованная 23 апреля 1944 года в нашей газете.

Музей, рождённый в первый год окончательного установления Советской власти на полу­острове, возник не на пустом месте: объединили два старейших учреждения Крыма - Музей древностей Таврической учёной архивной комиссии (основан в 1887 году) и естественно-исторический музей Таврического земства (основан в 1899-м). Так что к началу Великой Отечественной коллекция музея была богатейшей. Допустить, чтобы её разграбили фашисты, было нельзя. В августе 1941-го, когда стало понятно, что враг будет прорываться в Крым, решено было эвакуировать культурные ценности музеев полуострова вглубь страны. И если вывезти оборудование заводов и фабрик, часть имущества колхозов ещё успели по суше, то к моменту эвакуации музеев путь был отрезан врагом: оставалось только море. Однако и там было небезопасно - фашистская авиация бомбила наши суда нещадно. В Центральном краеведческом музее Крымской AССP эвакуировать смогли не всё. Историк-архивист Сергей Андросов рассказывает, что «коллекции отдела природы, которые просто не могли выдержать перевозку, громоздкие вещи археологического и этнографического отделов, экспонаты отдела социалистического строительства, большая часть библиотеки были оставлены в Симферополе с решением по возможности их сохранить». Но всё же часть экспонатов (14972 монеты, 1319 единиц учёта археологического материала, 1193 предмета этнографии, 3837 книг из библиотеки «Таврика») уполномоченному наркомата просвещения Александру Шинделю вывезти удалось - в Армавир, тогда этот город казался тылом. Оккупировали его фашисты лишь в августе 1942-го и, естественно, разграбили и крымские экспонаты, хранившиеся на железнодорожном складе.
Музей в оккупированном Симферополе продолжал работать. Александру Полканову вместе с главным хранителем А. Дойчем, препаратором
И. Глобенко, музейным столяром Шлыковым удалось оборудовать в здании на улице Пушкинской, 18, в бывшем приюте для девочек графини Адлерберг, 5 тайников. Там спрятали наиболее ценные археологические предметы, экспонаты и архив революционного отдела, книги, пулемёт «Максим», винтовки, холодное оружие из отдела партизанского движения времён гражданской войны, статуи, бюсты, барельефы, плакаты советского отдела. «Там же хранились 2 ящика с картинами Русского музея, экспонировавшимися в Алупкинском дворце, 2 ящика с картинами Константина Богаевского, 3 ящика с картинами и автопортретом Ивана Айвазовского, вывезенные немцами из квартиры вдовы художника, сундук с нумизматической коллекцией Феодосийского краеведческого музея - они были изъяты Полкановым с помощью военнопленного шофера
В. Иваницкого на складе художественных ценностей, подготовленных к вывозу в Германию».
И всё-таки многое было утрачено: с 31 октября по 2 ноября часть имущества, в основном одежду, консервы, что были выставлены в советском отделе как достижения отечественного пищепрома, забрали сами симферопольцы - посчитав, что во время оккупации оно им больше понадобится. Потом грабить начали фашистские солдаты, бравшие всё подряд - от исторических костюмов до музыкальных инструментов. «Вслед за солдатами, - писал в 1944-м Александр Полканов, - явилась группа офицеров и похитила гарнитур старинной мебели из карельской берёзы. Вскоре в музей заявился унтер-штурмфюpep СС «профессор» Карасек, руководитель гестапо по уничтожению населения на оккупированной территории. Он навесил на двери музея бумажку, сказав, что, увидя её, никто из немцев в музей не войдёт, но от этого ничего не изменилось, так как за грабёж принялся сам «профессор». Он похитил около 300 книг из библиотеки Крымоведения, несколько старинных икон ХVII века, филигранные серебряные изделия, два кавказских кинжала и в качестве чадолюбивого папаши - детские игрушки. После отъезда «профессора» на Кубань руководитель крымской группы эйнзацштаба Розенберг Шмидт отправил в Германию ряд образцов крымской продукции из отдела социалистического строительства, а уезжая из Крыма, увёз «на память» гарнитур старинной мебели красного дерева. Главнокомандующий германскими войсками в Крыму генерал Клейст соблазнился гарнитуром дубовой мебели. Зондерфюрер отдела пропаганды и по совместительству сотрудник Венского музея народонаселения доктор Манц, обманув сотрудника музея, утащил несколько икон, книги по нумизматике, ткани, одежду, серебряные филигранные изделия, медную посуду из этнографического отдела, 30 старинных татарских вышивок, предоставленных Бахчисарайским и Евпаторийским музеями, бытовые вещи из отдела социалистического строительства, включая даже… женские бюстгальтеры. Последнее посещение музея немецкими грабителями состоялось в феврале сего, 1944, года. Из штаба немецкого верховного командования явились 3 офицера. Один из них - капитан Науман - приказал солдатам снять со стен 6 картин и 4 рисунка, которые унёс с собой. Лишь стремительное наступление Красной Армии спасло наш музей от полного разграбления».


Увы, пострадал позже и сам директор музея: 11 мая 1944 года Александра Полканова обвинили в пособничестве фашистам, очевидно, за то, что всё же не удалось полностью сохранить коллекцию музея. Его приговорили к пяти годам заключения, но в 1956 году полностью реабилитировали.

Кстати

В номере за 31 января 1945 года «Красный Крым», так тогда называлась «Крымская правда», написал об открытии в Крымском краеведческом музее отдела Оте­чественной войны. «В последние дни отдел пополнялся новыми экспонатами, значительно расширен раздел, посвящённый освобождению Крыма частями Красной Армии. Рядом с приказами Верховного главнокомандующего об освобождении крымских городов помещены снимки Симферополя, Севастополя, Евпатории в дни вступления в них частей Красной Армии. Выставлены первые экспонаты раздела, отражающего восстановление Крыма. Во дворе музея устанавливается большое количество трофейного стрелкового и артиллерийского вооружения, захваченного при разгроме немцев в Крыму». Первыми посетителями отдела стали симферопольцы Вера и Виталий Рутковские. Мать и сын добровольно пошли в Красную Армию. Оба - участники обороны Сталинграда и боёв за освобождение Крыма. Виталий награждён медалью «За оборону Сталинграда», его мать - медалями «За оборону Сталинграда» и «За боевые заслуги». В обобщённом банке данных «Подвиг народа» нам удалось отыскать наградной лист к медали «За боевые заслуги» Веры Григорьевны. Она на фронт ушла вольнонаёмной, два раза контужена. «Участница Отечественной войны в действующей армии с августа 1941-го
(в это время в Симферополе формировалась 51-я армия. - Ред.) Всё время работает в военторге 51-й армии. Находясь в первом эшелоне, за время работы зарекомендовала себя инициативной работницей. Неоднократно в сложных боевых условиях, под непрекращающейся бомбёжкой и огнём противника обеспечивала бесперебойное питание. Сильно контужена при исполнении служебных обязанностей 26 февраля 1943-го во время бомбёжки».

Наталья ПУПКОВА.

 
По теме
Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям. - Крымская правда Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям.
Крымская правда
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Минздрав включил в приказ о порядке проведения диспансерного наблюдения за взрослыми пункт о возможности работодателей организовывать медосмотр на рабочих местах и праве застрахованных граждан получать этот вид услуг по
Керченская больница №1
Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. - Крымская правда Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. Фото автора. Крымский киномедиацентр - организатор открытого фестиваля документального кино,
Крымская правда
Екатерина Шелеметьева: «Мои главные темы – мечта и семья» - ЦБС г. Евпатории    В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась профессионально-творческая встреча сотрудников евпаторийской централизованной библиотечной системы с писательницей Екатериной Шелеметьевой,
ЦБС г. Евпатории