На минувшей неделе прошло заседание комитета по градостроительной деятельности и городскому хозяйству Рязанской городской Думы, где одним из первых вопросов была рассмотрена информация администрации г.Рязани, касающаяся такого болезненного для жителей областного центра вопроса, как грядущее резкое увеличение стоимости проезда в муниципальном общественном транспорте с 19 до 23 рублей. Это увеличение было установлено постановлением администрации города №4996 от 13.11.2017 года и вступит в силу с 1 декабря 2017 года.
От администрации города докладывал начальник управления транспорта С.Н. Кулик. Он рассказал, что оба муниципальных транспортных предприятия (МУП «Управление Рязанского троллейбуса» и МУП «Рязанская автоколонна 1310» ) находятся в критическом состоянии. И эта мера вынужденная.
Однако почему и когда сфера перевозок стала такой убыточной? Ведь согласно информации, размещённой на сайте горадминистрации буквально на днях – 15 ноября 2017 года «Перевозчики Рязани запланировали приступить к обновлению парка» , говорится, что «…один из частных городских перевозчиков «Рязаньтрансавто ХIII» планирует приобрести 24 автобуса марки «ПАЗ Вектор NEXT» . Стоимость одного автобуса вместимостью 57 мест составляет порядка 4 млн рублей. Автобусы выйдут на маршруты в первом полугодии 2018 года». Они решили так вкладываться в заведомо убыточное дело? А то огромное количество маршруток и коммерческих автобусов также работают с убытком для себя?
Ситуация же с муниципальными транспортными предприятиями и вправду сложилась критическая. На прошлом заседании Думы, чтобы «разморозить» их счета с целью дальнейшего осуществления финансово-хозяйственной деятельности, было принято специальное решение по оказанию им финансовой поддержки. Также, парк троллейбусов и автобусов изношен. Новые покупать не на что. В кругах администрации поговаривают что угроза «ареста» висит уже над техническим парком этих предприятий – этими самыми троллейбусами и автобусами.
Однако почему это происходит?
И здесь пора вспомнить два основных момента.
Первый. Сфера перевозок коммерческим транспортом в городе отличается явной непрозрачностью. Сколько перевозят пассажиров коммерческие перевозчики, сколько точно машин выходят каждый день на маршруты, сколько часов каждая из них работает и по какому графику – остается «загадкой» , а учитывая, что основная часть расчётов с пассажирами создаётся наличными – то и объёмы финансовых потоков в этой сфере также величина «непрозрачная» .
Пока же политика действующей городской власти в данном направлении прослеживается такая: всё, что может приносить прибыть – должно быть отдано частнику, а муниципальным предприятиям – остаётся всё остальное. В таких условиях муниципальные транспортные предприятия заведомо оказываются в невыгодных для себя финансово-хозяйственных условиях со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Второй момент. Если такая линия продолжится и дальше, то для муниципальных предприятий всё закончится плохо, на сколько бы администрация города ни повышала стоимость проезда. И, к сожалению, произойти это может в самое ближайшее время.
Кто-то может сказать: «А какая мне разница, кто меня будет возить?» Однако это только до тех пор, пока эти муниципальные предприятия существуют.
Потому что именно их работа способна обеспечивать контроль за соблюдением графика работы и дисциплинировать частных перевозчиков. Именно муниципальный транспорт обязан перевозить льготные категории граждан на специальных льготных условиях. Частный же перевозчик делать этого не обязан, и может поступать по своему усмотрению. А ведь данный аспект касается очень многих жителей нашего города. Наличие муниципального транспорта – это также определённая гарантия того, что частные перевозчики не будут задирать стоимость проезда «выше крыши» . Наверняка не все горожане, которые совершенно справедливо недоумевают грядущим резким повышением стоимости проезда, обращали внимание, что постановление администрации касается только муниципального общественного транспорта. В коммерческом транспорте стоимость проезда, разумеется, также повысится. Однако частные перевозчики принимают такие решения самостоятельно. И если муниципальный транспорт совсем исчезнет, – их аппетиты имеют возможность сильно возрасти. Какой тариф они посчитают для себя обоснованным: 30, 40 рублей? И ни городская администрация, ни парламентарии помешать им не смогут.
Добавим к этому, что на данных муниципальных предприятиях работает более тысячи человек, что у них есть семьи.
Разумеется, представители администрации заверяли депутатов, что уже в будущем году для разработки концепции развития городского пассажирского транспорта будет выполнено масштабное исследование пассажиропотоков и географии поездок населения, а также разработана модель перспективного развития транспортной сети. Пессимизма в эту оптимистическую зарисовку добавляет то обстоятельство, что за последние 10 лет нынешний и.о. главы администрации С.Ю. Карабасов уже пятый по счёту сити-менеджер (пусть и с приставкой и.о.), который приходит сюда со своей командой. А ситуация только усугубляется.
Потому что не меняется система управления в принципе. Потому что и сегодня администрация старается решить транспортные проблемы, в первую очередь, путём повышения стоимости проезда и расширения платного парковочного пространства (большая часть вырученных средств от последнего опять же уходит коммерческой структуре), то есть опять за счёт жителей. А не за счёт и вправду эффективного управления. Тем самым, выбирая путь самый лёгкий для себя и самый неприятный и обременительный для горожан.
Надо отметить, что поначалу многие парламентарии в ходе совещания комитета были возмущены тем, что тариф на оплату проезда повышается сразу на несколько рублей, что администрации ни с кем из них этого не согласовывала. «А как же депутатский контроль?» – вопрошали они возмущённо. Однако возмущение их продлилось только до определённого момента. А потом… Наша фракция напомнила им, что в соответствии со ст.35 Федерального Закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.30 Устава города Рязани определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий находится в исключительной компетенции представительного органа, то есть, Рязанской городской Думы. Что в 2011 году предыдущий состав гордумы, в котором "единороссы" также составляли большинство, передали полномочия по установлению соответствующих тарифов горадминистрации (решение гордумы № 425-I от 22.12.2011 г.). И что есть конкретный нормативно-правовой механизм возвращения этой функции депутатскому корпусу. И тогда уж администрация ничего точно не повысит без их ведома. И депутатский контроль за такими вопросами можно будет сделать в полном объёме.
Но предложение о возвращении обратно подобной ответственности вызвало бурные возмущения и несогласие с их стороны, а интонация их выступлений резко изменилась с «как посмели…!» на «мы же понимаем, что мера вынужденная, однако администрация должна была все силы бросить на то, чтобы разъяснить людям, что это нужно…». Вот такой он протест по- "единороссовски" !
Наша фракция занимает принципиальную позицию по этому вопросу: прекратить рост тарифов, защитить население от поборов из-за некомпетентности власти.
Навести порядок в вопросе пассажирских перевозок, устранить существующий сегодня перекос в пользу частных перевозок, развивать и укреплять муниципальный транспорт.
Разумеется, имеют возможность быть и частные перевозчики. Наша партия выступает в поддержку малого и среднего бизнеса, среди прочего, чтобы защитить его от чиновничьего произвола, незаконных поборов, за появление новых рабочих мест. Однако частные перевозчики должны дополнять муниципальный общественный транспорт, а не душить его.
Тогда муниципальные транспортные предприятия смогут нормально работать, а необходимость в постоянном задирании тарифов отпадёт. Нужны контроль и управление со стороны городской власти. Рынок сам собой уже «отрегулировал» сельское хозяйство и промышленность. К чему это привело – мы видим.
Кстати, увеличение стоимости грядёт и для льготных проездных. Решение об этом находится как раз в компетенции депутатского корпуса. К сожалению, видя настрой большей части из них, не приходится надеяться, что нашу инициативу – оставить стоимость на прежнем уровне – получится отстоять.
Методами затыкания финансовых дыр из карманов граждан сегодня многие горожане высказывают возмущение. Надеемся, что так же дружно они прибудут на нашу акцию протеста, выскажут свою позицию и поддержат нашу программу. Тогда уж городские власти точно задумаются.
А вообще-то, весь комплекс проблем – в результатах голосования народа, короче – в избирательной урне. Залезая в новый раз в свой кошелёк за 23 рублями – помните об этом.
По материалам сайта КПРФ