И. Пантелеев. «Севастополь, 1945».
Традиционная всекрымская выставка «День Победы» проходит в эти дни в залах симферопольского Дома художника. На ней представлены 78 работ 45-ти авторов из Симферополя, Бахчисарая, Алушты, Феодосии и Евпатории. По тематике экспозицию можно разделить на две части: «Война» и «Мир». К сожалению, ушли из жизни почти все художники, являвшиеся свидетелями военных лет, участниками боевых действий. Но их работы остались в музеях и частных коллекциях, а имена вписаны в историю.
Большинство из них вышло из стен Крымского художественного училища. Давайте откроем импровизированную летопись на условной странице: «Июнь 1941 года». В это время учащиеся находились со своими наставниками на пленэре и жили в палаточном городке на турбазе. Выпускница училища, участница Великой Отечественной войны М. Дембицкая вспоминала день 22 июня: «Была дежурной по лагерю, когда услышала по радио сообщение В. Молотова, что фашистские войска перешли советскую границу. Все собрались в лагере и говорили о том, как выбраться из Алушты, кто куда поедет, что будет делать. Ночью никто не спал, было очень страшно. Из Севастополя доносились звуки войны. Утром пришли машины, мы поехали в Симферополь. Мальчиков группами провожали на фронт. На вокзале плакали…».
Х. Мемедляев. «Аналар».
Ушли воевать и педагоги. А кто остался, впоследствии стали активными участниками подполья, были связаны с партизанами.
Училище же до оккупации Крыма гитлеровцами продолжало работать. Студентов привлекали к изготовлению политических плакатов, лозунгов, призывающих к борьбе с врагом, поднимающих дух патриотизма. Но и на оккупированном полуострове Н. Самокиш и Е. Маркова всеми силами старались сохранить коллектив — как педагогов, так и учащихся. Е. Маркова (одна из руководителей КХУ, преподаватель рисунка) спасла от угона в Германию младших студентов, сохранила архивы, библиотеку, натюрмортный фонд. «На ее энергии, любви к людям и искусству все и держалось, — вспоминал потом учащийся тех лет, ушедший в партизанский отряд Л. Лабенок. — Не было бы училища, если бы не ее самоотверженность… К счастью, контроль немецкой комендатуры до нас не доходил, в то время как в других учебных заведениях были обыски, ребят уводили в гестапо…».
Сразу же после освобождения Симферополя училищу выделили новое помещение. Вернулись доучиваться пришедшие с фронта студенты. Первый послевоенный выпуск состоялся в 1948 году. Вот что вспоминает К. Прохоров: «Пятый курс окончили 17 человек. Сложные и трудные были послевоенные годы… Все, кто был в числе первых выпускников, начинали учиться до войны. Таким образом, от начала мечты об училище и до его окончания прошло 11 лет…».
Педагогический коллектив пополнился кадрами. Все прошли через войну — фронтовики, партизаны, медработники, блокадники, объединенные любимой профессией — художник. Затем поколение сменилось, преподавать пришли «дети войны». Сейчас и эта творческая «обойма» сходит с дистанции. Крымский союз художников молодеет, и это сразу видно по работам, представленным на выставке.
В. Григорьев. «Портрет начальника заставы И. Танькова».
Наши современники пишут мирные пейзажи, натюрморты, портреты, которые вполне гармонично соседствуют с воспоминаниями старших собратьев по кисти. Но тема войны не ушла в прошлое. Мы находим ее в «Портрете начальника заставы И. Танькова», написанном В. Григорьевым; в полотне «Аналар», посвященном крымским татаркам, боровшимся в подполье и на фронтах, которое создал Х. Мемедляев; в картине «Партизанская разведка» С. Голуба; в пейзаже с изображением развалин города-героя Севастополя И. Пантелеева; в натюрморте «Память» Л. Капитоновой. Есть здесь и «Оборона Севастополя» С. Владимирова, и «Прошлое» молодой художницы Г. Бессинной, для которой это время олицетворяет закутанная в платок советская девочка. Скульптор Б. Лец представил портреты Героя Советского Союза Б. Еналиева и Маршала Советского Союза Г. Жукова.
Вторая часть экспозиции посвящена мирному Крыму. И. Поздеев пишет «Инкерманскую бухту» и «Симеиз», Л. Герасимов — «В начале весны», Т. Шевченко — «Форосскую церковь». Особняком стоит графическая серия одного из старших крымских художников П. Карнауха, где мы видим литографию «Защитники равелина», а также рисунки углем на бумаге: «Ночной патруль» и «Священная крепость»…
Война — это горе, беда, смерть, голод, разруха. Мы должны беречь и ценить хрупкий мир, завоеванный для нас, в том числе и художниками. Многие не успели написать свои картины, не смогли рассказать об увиденном… Они полили своей кровью землю, чтобы на ней «взошли» мы. Именно поэтому один из бывших педагогов училища Ю. Кищенко регулярно выво-зил студентов в степи под Севастополем, где проходили боевые действия. Именно отсюда берут начало пейзажи с маками, маковые поля и букеты, которыми изобилует выставка. Мак символизирует пролитую кровь. И этот же яркий полевой цветок — радость жизни, возвращения, возрождения.
Светлана ЕФРЕМОВА.
Фото автора.