Новости города БезФормата.Ru
Симферополь
Главные новости
 
Задать вопрос?

Галина ЮЗЕФОВИЧ: «Сегодняшняя литературная Россия очень маленькая и провинциальная»

Чтобы не заблудиться в литературном лабиринте, читателю нужен проводник. Эту роль иногда выполняет критик - Крымские известия
Г. Юзефович - Крымские известия
На какого читателя рассчитывают издатели? - Крымские известия
Галина ЮЗЕФОВИЧ: «Сегодняшняя литературная Россия очень маленькая и провинциальная» - Крымские известия
Галина ЮЗЕФОВИЧ: «Сегодняшняя литературная Россия очень маленькая и провинциальная» - Крымские известия
Лёгкость писательского труда обманчива - Крымские известия
Фото: new.crimiz.ru

Чтобы не заблудиться в литературном лабиринте, читателю нужен проводник. Эту роль иногда выполняет критикСамый известный литературный критик в Рунете о «быстрой» и «медленной» критике и русском литературном захолустье, замкнутом на своих проблемах

Обозреватель интернет-издания «Медуза» Галина Юзефович — самый известный литературный критик в Рунете и один из самых популярных в современной русской литературе из тех, чьи рецензии реально влияют на покупательский спрос на книжном рынке. О том, в какие формы трансформируется литературная критика в современном информационном пространстве, почему Россия давно не самая читающая страна и по какой причине русская литература воспринимается на Западе лишь как экзотика, критик рассказала в интервью «Реальному времени».

Одни критики рекомендуют, другие — осмысляют

Г. Юзефович— Галина Леонидовна, что в вашем понимании представляет собой феномен сетевой критики, чем она отличается от традиционной журнальной?

— Не думаю, что это актуальное разделение — на сетевую и несетевую критику. Сегодня почти вся критика — в первую очередь сетевая, как и вообще почти все медиа: те же самые толстожурнальные публикации куда больше читают в «Журнальном зале» «Русского журнала», чем, собственно, на бумаге. Так что корректнее, на мой взгляд, проводить разделительную линию не по месту произрастания, а по скорости — есть критика «быстрая», есть «медленная». То, что вы, вероятно, называете сетевой критикой, — это критика «быстрая»: книга вышла (или даже ещё не вышла, но подготовлена к изданию), критик её прочитал и сразу написал короткую рецензию-отклик. «Медленная» же критика — это критика осмысления, предполагающая, что критик книжку прочёл, отложил, подумал, посмотрел на то, как её воспринимают читатели, перечитал, ещё подумал, прочитал две другие книги на схожую тему, сравнил и только после этого написал отзыв. «Медленная» критика была у нас всегда (ну по крайней мере со времён Белинского), а «быстрая» стала появляться во второй половине девяностых годов прошлого века, когда количество книг на рынке стремительно выросло и вопрос «что почитать?» стал в некотором смысле важнее вопроса «что и как подумать о прочитанном?».

— Однако, когда читаешь статьи толстожурнальных критиков о так называемой «быстрой», или сетевой, критике, возникает ощущение, что они смотрят на неё несколько свысока, называют «однодневной», уступающей в глубине анализа…

— Мне кажется, вы преувеличиваете степень антагонизма между «медленной» и «быстрой» критикой. Мы — люди, находящиеся по разные стороны условной демаркационной линии, — отлично понимаем, что различаемся не в «качестве» или «глубине», а прежде всего в целеполагании. Мы делаем разное дело и в разном темпе — одни на самом деле рекомендуют и осваивают новые территории, другие осмысляют и резюмируют. Знаете, это примерно как в горнодобывающей промышленности: одни — добывают, другие — обрабатывают. Или как в античной битве — сначала вперёд выбегают лучники и пращники, которые должны завязать сражение, а потом уже в движение приходит фаланга тяжёлых пехотинцев-гоплитов. Думаю, на пращников (то есть на нас, «быстрых» критиков) больше спрос, но это не значит, что они лучше или хуже гоплитов, — просто другие.

«У меня вполне типовой мейнстримный вкус»

— Сергей Оробий в статье этого года «Прививка от Белинского» пишет, что «сетевая критика демократична»: «Соревнуясь за внимание читателей, она должна говорить с ними понятным языком. Это поиск баланса между «длинно» и «увлекательно». Как вы находите этот баланс, чтобы не идти на поводу у не всегда высоких вкусов читателя и удерживать планку?

— У меня в этом смысле всё очень просто: я не отличаюсь от своего читателя. У меня вполне типовой мейнстримовый вкус — то, что нравится мне, с большой долей вероятности понравится и моим читателям. Ну и вообще, если честно, я не очень верю в «высокие» вкусы и «низкие». Очень редко встречаются люди, которые хотели бы с утра до ночи читать, ну, скажем, Германа Гессе или, напротив, Дарью Донцову. Мы все — нормальные, обычные читатели — хотим иногда почитать Салмана Рушди или Михаила Шишкина, а иногда — «Дневник Бриджит Джонс». Я в этом смысле такая же — очень люблю Зебальда, но и против хорошего детектива или фэнтези ничего не имею, совсем наоборот. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, скажу — мне не нужно искать какой-то особый баланс, чему-то потакать, а с чем-то бороться: читаю то, что мне искренне нравится, и потом об этом пишу — просто делаю это в существенно больших количествах, чем средний читатель. Мой опыт показывает, что пытаться под какую-то воображаемую аудиторию подстроиться или, наоборот, от какой-то аудитории отмежеваться, — в долгосрочной перспективе всегда проигрышная стратегия. Пиши и говори о том, что любишь сам, — твои люди к тебе сами подтянутся.

— Вы ориентируете читателя в книжном пространстве. А как вы сами научились ориентироваться? Что для вас является маяками?

На какого читателя рассчитывают издатели?— У меня сложная система сигналов и оповещений. Я поддерживаю контакт с издателями, читаю коллег — и наших, и зарубежных, хожу в книжные магазины (посмотреть, не пропустила ли чего важного). У меня есть круг людей, которым я доверяю и к чьему мнению прислушиваюсь. Словом, это сложная схема: выбор книг — вообще одна из самых важных (хотя и не особо заметных снаружи) областей работы критика. Я вот, например, на ориентацию и отбор трачу примерно четверть своего рабочего времени, если не больше.

— То есть стать литературным критиком очень просто?

— О, с этим всё просто: нужно очень любить читать — при этом читать много и разного (не только, скажем, подростковую фэнтези или детективы), хотеть про это писать, а ещё быть готовым некоторое (иногда довольно долгое) время делать это бесплатно — читают-то критиков охотно, а платят, к несчастью, не очень. Вот и всё — никаких секретов.

— Вы пишете: «У меня нет объективных критериев, более того, я даже не вполне понимаю, что это такое применительно к критике. Человечество пока не придумало сколько-нибудь надёжных весов и линеек, чтобы взвешивать и обмерять произведения искусства, поэтому любая критика — всегда вкусовщина». В таком случае камертоном становятся сама личность критика, его ценности?

— Ну личность — это всё же сильно сказано. Конечно, женщине-читателю около сорока лет с двумя детьми легче себя со мною соотнести, но обычно люди всё же ориентируются не на лицо и социально-демографические характеристики, а на совокупность взглядов, вкусов и мнений. Если критик систематически хвалит что-то вам не близкое, а что-то вам симпатичное, напротив того, ругает, то, наверное, он не может служить вашим камертоном. Если же вы совпадаете — ура, вам повезло, вы нашли критика, который вам нужен и полезен. Именно поэтому мне кажется, очень важное свойство критика — системность: чем больше ты читаешь и пишешь, тем проще читателю на тебя «настроиться», научиться считывать твои оценки и понимать, что ты имеешь в виду.

«Мысленно я обращаюсь к умной молодой женщине»

— А кто ваш читатель?

— Как я уже сказала, это человек, похожий на меня в смысле любви к книгам, всеядности (не путать с неразборчивостью) и при этом готовности пробовать новое, то есть читать новые книги, а не перечитывать по кругу «Большие надежды» Диккенса или «Чемодан» Довлатова. Не думаю, что этого человека можно так уж запросто описать в категориях пола, возраста или уровня дохода. Но если фантазировать, то мысленно я обращаюсь к умной молодой женщине — лет на десять младше меня, находящейся, ну скажем так, в первой трети своей карьеры, возможно, с маленьким ребёнком. Но на самом деле это такой воображаемый собеседник, ментальная конструкция, которая позволяет мне подобрать правильную интонацию, не более того.

— В одном из предисловий к связке рецензий в своей книге вы говорите, что критик — не «пробователь варенья», а «лётчик-испытатель». Что это значит?

— Ну понятно же, что не все новые книги одинаково полезны. Когда ты читаешь проверенную классику, у тебя на руках заранее есть все верительные грамоты, ты действуешь наверняка, и худшее, что тебя ждёт, это лёгкое разочарование — «Ах, все так хвалят, я надеялся на большее». А когда ты берёшь в руки новую книгу никому не известного автора, ты даже примерно не представляешь, к чему готовиться. Это и здорово, и нервно, и немного опасно: для меня каждая  книга — дверь, открывая её, ты попадаешь в особый мир, и, отправляясь путешествовать по нему без карты и компаса, всегда рискуешь — временем, силами, эмоциями, нервами.

— Вы как-то говорили, что самая сильная негативная эмоция, на которую вы способны, — это раздражение. А были книги, которые вызывали у вас гнев? И почему вы не пишете отрицательные рецензии?

— Я редко пишу отрицательные рецензии потому, что моя функция всё же отвечать на вопрос «что почитать». Любой отзыв, даже негативный — это косвенная реклама, рекомендация, и в ситуации, когда я не могу написать про всё, я, понятное дело, предпочту выбрать то, что мне нравится. Я не любитель демонстрировать язвительное остроумие — у меня это и получается-то не слишком хорошо. Поэтому ругаюсь я редко и только тогда, когда книга очень громкая, ожидаемая, приметная — и при всём том плохая. Ну вот, например, все ждали новой книги Бориса Акунина про Фандорина — я во всяком случае ждала с огромным нетерпением. А когда вышла «Планета вода» — она оказалась совершеннейшим разочарованием — и мне показалось важным предупредить об этом потенциального читателя. Вдруг мне удастся сэкономить ему пару сотен рублей и несколько часов, которые он потратил бы на эту книгу. Что же до гнева, то книги его у меня почти никогда не вызывают. Вот, пожалуй, разве что «Взвод» Захара Прилепина пробудил недавно похожие чувства: столько ума и таланта вбухивается в грубую милитаристскую пропаганду, да ещё и классиков русских поставил под ружьё зачем-то. Но это исключение, обычно если книга меня раздражает, я её просто откладываю, не дочитав.

«Писатель у нас фигура не медийная, он мало кому нужен и интересен»

— Книжные тиражи падают, книжные магазины закрываются, люди мало читают. Как в такой ситуации вернуть людям вкус к чтению? Возможно ли это?

— Знаете, тут я убеждённый сторонник малых дел. Уверена, если каждый будет чуть больше говорить про книги, будет их читать, покупать, дарить и так далее, это немного задержит падение книжной сферы. Думаю, в конечном итоге мы — читатели — проиграем разным видам интерактива и движущихся картинок, но в наших силах сделать так, чтобы это случилось не на нашем веку и, если повезёт, не на веку наших детей.

— В одном интервью вы сказали: «Сейчас возможности прославиться с помощью литературы практически нет. Я не могу вспомнить людей, которые написали роман и стали известными. Поэтому желающих заниматься этим тяжёлым, болезненным и неприятным занятием становится всё меньше». Неужели ситуация в современной русской литературе настолько плачевна?

— Ну, в общем, да. Неплохой гонорар для писателя за роман, который он писал, допустим, пять лет — это шестьдесят или семьдесят тысяч рублей. Хуже того, даже славы писательством особо не стяжаешь. Как вы думаете, сколько современных русских писателей навскидку вспомнит среднестатистический житель большого города? Пелевина, Улицкую, Рубину, Донцову, Акунина. Может быть, еще Маринину и Сорокина кто-то назовёт в лучшем случае, и это всё. Писатель у нас фигура не медийная, он мало кому нужен и интересен. С одной стороны, это, конечно, огромная беда: на моих глазах значительная часть талантливых молодых людей, которые хотели бы писать прозу, утекают в те области, где больше денег и славы — в сценарное искусство, например, или ещё куда-то. Это совершенно нормально: писать тяжело и неприятно, а делать это без надежды хоть на какой-то успех — тяжело и неприятно втройне. С другой, во всяком случае я сама так себя утешаю — это означает, что в писательской нише остаются настоящие фанатики, люди, которые не просто талантливы, но ещё и горят литературой, не мыслят себя вне её.

— Вы неоднократно отмечали, что наши писатели непопулярны на Западе и что мы никому не нужны на международном рынке. Почему так происходит?

— Англоязычный рынок (а говоря о «западном» рынке, мы именно его имеем в виду в первую очередь) очень самодостаточен — доля переводных книг со всех остальных языков мира на нём не превышает 4—5%, и попасть в эти проценты неимоверно сложно. Остальные же рынки — французский, немецкий, восточноевропейские, скандинавские — относительно компактные и закрытые, ориентированные в первую очередь на собственную литературу и переводы опять же главным образом с английского. Современных русских писателей периодически переводят на европейские языки, но всё же они проходят по разряду экзотики — не припоминаю, чтобы какая-то из новых русских книг стала настоящим большим бестселлером хоть где-то за пределами России. Почему так вышло — сложный вопрос. С одной стороны, в этом отчасти повинна сама сегодняшняя литература — очень изоляционистская, замкнутая на собственных ценностях и проблематике, подчеркнуто не глобальная и не вписанная в мировой контекст. С другой, мода на литературу всегда так или иначе связана с модой на страну — Россия сегодня «не в моде», вот и литература её мало кому нужна.

«Принимаясь за роман, писатель в России чаще всего думает о самовыражении и судьбах родины»

— Это как-то связано с тем, что, по вашим словам, «у нас вообще нет такой категории, как писатель-не самоучка»? В отличие от Америки, где каждый человек, прежде чем писать, прочитает хотя бы одну книжку по creative writing и узнает, что про это другие люди думают. Чем продиктована такая традиция российского писательства?

— У нас всегда отношение к писателю было отчасти религиозным: считалось, да и по сей день считается, что писатель (особенно поэт) откликается на какой-то высший зов, беседует с музами, что для творчества ему нужно вдохновение, а в его отсутствие ничего не выйдет, сколько ни пыхти. Я не писатель и потому не готова полностью оспаривать эту точку зрения (хотя лично меня вдохновение не посещало, насколько я могу судить, ни единого раза), но понятно, что при таком подходе за бортом остаётся прагматическая, ремесленная часть. Принимаясь за роман, писатель в России чаще всего думает о самовыражении и судьбах Родины, и почти никогда — о том, как сделать героев похожими на живых людей, а сюжет — прозрачным и хоть сколько-нибудь увлекательным. Талант, вдохновение — это всё очень хорошо, но чтобы написать по-настоящему прекрасную книгу, нужно ещё мало-мальски представлять, что такое история, как её рассказывать, как устроен диалог, вот эти все скучные и, на первый взгляд, совершенно не творческие вещи. У нас никогда не было школы обучения литературе как профессии, даже в Литературном институте всегда говорили больше о смыслах и стиле, а не о структуре и логике. Вот поэтому сегодня мы и имеем то, что имеем: большое количество неплохо написанных романов, которые невозможно дочитать даже до середины — такие они рыхлые, аморфные и сырые. Впрочем, сейчас эта ситуация начала понемногу меняться — появляются школы творческого письма, вот в Высшей школе экономики в этом году впервые набрали магистратуру по этой специальности. Дай бог, это всё сработает, и у нас появятся, наконец, не только «большие писатели», но и крепкие ремесленники.

Лёгкость писательского труда обманчива

— Россию долгое время принято было считать страной самой читающей. Но так ли это сегодня? Вы в одной из последних рецензий назвали Россию «страной глубокого литературного захолустья».

— Уж не знаю, где это принято так считать — российский рынок меньше американского в десять, а в некоторых областях — в двенадцать раз, при том, что населения в Америке больше всего вдвое. У нас несоразмерно маленький рынок, маленькие тиражи, маленькие гонорары. У нас мало издательств, книжных магазинов, критиков, писателей. У нас трагически мало переводят с иностранных языков. Сегодняшняя литературная Россия маленькая и провинциальная. Что с этим делать глобально и можно ли как-то изменить ситуацию — не знаю, но могу лишь ещё раз повторить: покуда мы читаем книги, покуда мы их покупаем, о них говорим и пишем, у книг в России есть надежда. Все так говорят: «люди мало читают», как будто это какие-то другие люди — не мы сами. На самом деле те же самые. Так что если мы хотим что-то изменить, начинать надо с себя. Вот прямо сейчас, например, пойти и купить в магазине книжку — бумажную или электронную, не так важно. Не взять с полки, не скачать у пиратов — по-честному взять и купить за деньги. А потом прочитать, выложить отзыв у себя в «Фейсбуке» или «ВКонтакте» и дать почитать книжку кому-то из друзей. Я не вижу другого способа бороться с книжной энтропией, и надеяться нам по большому не на кого — только на себя.

Наталия ФЕДОРОВА

В Ялте предложили создать археологический музей - Crimea.KzАрхеолог из Ялты, кандидат исторических наук Наталья Новиченкова 19 октября обратилась с просьбой о создании музея к первому замглавы ялтинской администрации Елене Сотниковой.
23.10.2017 Crimea.Kz
Ялта. Акция «Линия единства» пройдёт на набережной Ялты в День народного единства.
23.10.2017 Crimea.Kz
Библиотека собирает друзей - Администрация города Симферополя20 октября в библиотеке имени А.С. Пушкина состоялся юбилейный вечер «Библиотека собирает друзей», посвященный 65-летию со дня основания библиотеки-филиала № 27.
23.10.2017 Администрация города Симферополя
Раскопанный в Крыму мост Екатерины II не снесут - Crimea-news.comНайденный в Крыму каменный мост, построенный предположительно в конце XVIII века, внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
23.10.2017 Crimea-news.com
Творческий час «Золотая волшебница Осень» - Администрация города Симферополя22 октября сотрудники библиотеки-филиала № 14 имени В.Ф.
23.10.2017 Администрация города Симферополя
В Симферополе ко Дню народного единства устроят масштабный квест - Газета Крымская газетаИсторико-культурный квест ко Дню народного единства пройдет 4 ноября в Симферополе.
23.10.2017 Газета Крымская газета
Ялтинцы предлагают создать в городе музей археологии - Южная ГазетаВласти города обещали оказать полное содействие С таким предложением 19 октября в ходе приема граждан к первому заместителю главы администрации Ялты,
23.10.2017 Южная Газета
24 октября Мастер песочной анимации Ксения Симонова выступит в Севастополе на Церемонии Закрытия кинофестиваля Святой Владимир в театре им.
23.10.2017 Allcrimea.Net
Главгосэкспертиза одобрила проект строительства в Симферополе Центра детского театрального искусства.
23.10.2017 Allcrimea.Net
Найденный в Крыму каменный мост, построенный предположительно в конце XVIII века, внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия.
23.10.2017 Kerch.Biz
Мост конца XVIII века, найденный при строительстве трассы «Таврида», взят под охрану государства - Южная ГазетаКаменный мост внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия Как ранее сообщал   ЮгЯлта , в процессе строительства трассы «Таврида» строители обнаружили в Белогорском районе участок дороги 18 века .
23.10.2017 Южная Газета
Ялтинцы предлагают создать в городе музей археологии - Администрация г. ЯлтаС таким предложением 19 октября в ходе приема граждан к первому заместителю главы администрации города Ялты, временно исполняющему полномочия главы администрации города Ялты Елене Сотниковой обратилась ялтинский археолог,
23.10.2017 Администрация г. Ялта
В Хмельницком запретили постановку «Анна Каренина» на русском языке - Komtv.OrgНовости smi2.ru (Новости Украины) В театре украинского города Хмельницкий запретили постановку классического произведения русской литературы «Анна Каренина» на языке оригинала.
23.10.2017 Komtv.Org
Экскурсия «Библиотека моего района» - Администрация города СимферополяЭкскурсия «Библиотека моего района» Скачать фото 272,0 КБ Экскурсия «Библиотека моего района» Скачать фото 254,3 КБ Экскурсия «Библиотека моего района» Скачать фото 286,7 КБ Экскурсия «Библиотека моего района» С
23.10.2017 Администрация города Симферополя
Студенты Крымского университета культуры, искусств и туризма приняли участие во Всемирном фестивале молодежи и студентов - Минкультуры Республики КрымЧетверо студентов Крымского университета культуры, искусств и туризма при содействии Министерства культуры Республики Крым приняли участие в XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов.
23.10.2017 Минкультуры Республики Крым
В Севастополе открылся кинофестиваль «Святой Владимир» - Crimea.KzВечером 21 октября десятки севастопольцев собрались в Доме офицеров флота,
23.10.2017 Crimea.Kz
Крымские спасатели сняли с гор пять туристов - Крымская правдаФото пресс-службы МЧС Крыма Так, например, вчера, 21.10., в 19.10, оперативному дежурному «КРЫМ-СПАС» поступила информация о том, что в районе массива г. Бойка заблудились два туриста.
23.10.2017 Крымская правда
В Крыму двое мальчиков ушли гулять и пропали - Allcrimea.NetВ Крыму распространяют ориентировки на розыск двоих детей. Объявления о пропаже мальчиков из Вилино появились, в частности, в Севастополе.
23.10.2017 Allcrimea.Net
"Реконструкция": новую плитку в центре Симферополя разобрали ради "виселиц" (ФОТО) - 3652.RuНа минувших выходных в Симферополе на пешеходной части ул. К. Маркса появились необычные металлические конструкции, которые между собой горожане уже прозвали "виселицами".
23.10.2017 3652.Ru
В ДТП В Симферополе пострадали трое детей - Крымская правда
В ДТП В Симферополе пострадали трое детей
Пять человек, в том числе три ребенка, пострадали в ДТП с участием трех автомобилей на Ялтинском шоссе в Симферополе, сообщает пресс-служба крымского управления ГИБДД.
Крымская правда
Водитель цементовоза, сбивший насмерть ребенка, был "под кайфом"
Автор: Елена Федорова источник: Новый день Медицинская экспертиза установила, что водитель цементовоза сбивший насмерть под Севастополем первоклассника, находился в состоянии наркотического опьянения.
Газета Новый Крым
Картина дня (22 октября)
Бразильский футболист "Зари": на Украине много пьют и есть расисты В Симферополе ВАЗ врезался в иномарку:
Газета Новый Крым
Поздравить автора пришли друзья-волонтёры, и, конечно,  рядом всегда мама - Крымские известияПоздравить автора пришли друзья-волонтёры, и, конечно, рядом всегда мамаНедавно в Центральной городской библиотеке Симферополя состоялось событие для города, пожалуй, мало примечательное: выставка картин Анастасии Костромитиной.
23.10.2017 Крымские известия
О распрях в семье А. Джигарханяна и его молодой жены рассказали все федеральные каналы - Крымские известияО распрях в семье А.
23.10.2017 Крымские известия
Ялтинцы предлагают создать в городе музей археологии - Администрация г. ЯлтаС таким предложением 19 октября в ходе приема граждан к первому заместителю главы администрации города Ялты, временно исполняющему полномочия главы администрации города Ялты Елене Сотниковой обратилась ялтинский археолог,
23.10.2017 Администрация г. Ялта
Мост конца XVIII века, найденный при строительстве трассы «Таврида», взят под охрану государства - Южная Газета
Мост конца XVIII века, найденный при строительстве трассы «Таврида», взят под охрану государства
Каменный мост внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия Как ранее сообщал   ЮгЯлта , в процессе строительства трассы «Таврида» строители обнаружили в Белогорском районе участок дороги 18 века .
Южная Газета
В Севастополе открылся кинофестиваль «Святой Владимир» (ФОТО) - Газета Крымская газета
В Севастополе открылся кинофестиваль «Святой Владимир» (ФОТО)
Вечером 21 октября десятки севастопольцев собрались в Доме офицеров флота,
Газета Крымская газета
Посетители Сада могут не только насладиться красотой природы, но и приобщиться к духовным ценностям - Крымские известия
Распахни своё сердце настежь
Посетители Сада могут не только насладиться красотой природы, но и приобщиться к духовным ценностямВ эти дни в Никитском ботаническом саду работает выставка «Русь православная» народного художника РФ,
Крымские известия
Силовой волейбол (ФОТО) - Газета Новый КрымАвтор: Юрий Авдеев источник: "Новый Крым" В г. Симферополе, в честь юбилея службы, сотрудники вневедомственной охраны Росгвардии провели турнир по волейболу 23 октября 2017 г. Симферополь.
23.10.2017 Газета Новый Крым
Автор: Юрий Авдеев источник: "Новый Крым" 23 октября 2017 г. Симферополь.
23.10.2017 Газета Новый Крым
Керчане познакомились с принцем Нигерии в Олимпийском парке - Kerch.Com.Ru    Шесть юных керчан признаются: 19-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Олимпийском парке, и на котором им удалось побывать – самое запоминающееся событие в жизни.
23.10.2017 Kerch.Com.Ru
Теперь третьи - Крымский ТелеграфЪ
Теперь третьи
Положение стран в общекомандном зачёте Опубликовав в предыдущем номере газеты «Крымский ТелеграфЪ» материал «Чемпионов маловато...» , мы не предполагали, что получим столько откликов от наших читателей,
Крымский ТелеграфЪ
Одиннадцать российских городов готовятся... - Крымский ТелеграфЪ
Осталось девять вакансий
Расклад понятен, но интрига остаётся В XXI чемпионате мира по футболу, который будет проходить в июне-июле следующего года в РФ, Европа будет представлена 14 сборными.
Крымский ТелеграфЪ
Кубок Севастополя по альпинизму завоевали севастопольские спортсменки
Автор: Юрий Авдеев источник: "Новый Крым" В Севастополе завершились международные соревнования среди спасателей и альпинистов, которые стартовали 19 октября.
Газета Новый Крым
Ранним утром 22 октября в Коктебеле произошло ДТП, в котором пострадал молодой парень.
23.10.2017 Газета Новый Крым
В ближайшие дни в Крыму ожидается сильный ветер - Крымская правдаКак сообщает ГУ МЧС по Крыму, в ближайшие три дня на территории Крыма будет наблюдаться сильный северо-восточный ветер.
23.10.2017 Крымская правда
Америкэн бойз: как тренируются крымские бейсболисты - Crimea.Kz«Крымская газета» отправилась на бейсбольное поле, чтобы посмотреть, как тренируются крымские сборные,
23.10.2017 Crimea.Kz
    На территории Республики Крым продолжаются мероприятия, организованные спасателями МЧС России по подготовке объектов теплоснабжения и социальной сферы к зимнему периоду.
23.10.2017 ГУ МЧС России по Республике Крым
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам общественных объединений и религиозных организаций Иван Сухарев запросил Генпрокуратуру принять меры в отношении объединения "Сатанинская церковь РФ".
23.10.2017 Газета Новый Крым