Вниманию зрителей представлено более 40 полотен, которые размещены в трёх залах в хронологическом порядке, чтобы посетители смогли увидеть, в каком многообразии художникам является изменчивая красота моря. Все экспонируемые картины - из фондов Симферопольского художественного музея.
Подлинные "жемчужины" выставки - три небольших полотна Ивана Айвазовского, которые, тем не менее, можно назвать квинтэссенцией его творчества. Изумительная картина "Лунная ночь" 1850 года с неизменной волшебной лунной дорожкой, которая заполняет всё тёплым приглушённым светом, преображающим преображает пространство бухты. Таинственность в этой картине имеет ключевое значение – спешит в открытое море, расправляя парус, маленькое судёнышко, другие же корабли ночью только входят в акваторию спящего города. Сверкающая лунная дорожка становится своеобразной границей между стремительным движением и покоем.
Не менее интересна работа мастера "Судакский вид", которая также выполнена в лучших романтических традициях, напоминая картины мирной жизни константинопольцев, сделанных Айвазовским в Турции. В самом произведении царит полная идиллия: спокойная бухта, ставшая надёжным пристанищем для кораблей от бурь и невзгод, скромный и тихий городок в обрамлении голых скал и, как контраст, дышащая во всех свои "зелёные легкие" необыкновенная крымская природа.
Фото: Борис Седенко / Крымская газетаНе стоит обходить вниманием и "Морской пейзаж" 1872 года, в нём без труда угадываются виды открывающиеся с побережья Гурзуфа – одного из любимейших мест Айвазовского. Ветер усиливается и волны наливаются силой и уже появились белые гребни, а значит кораблю, что уже вступил в схватку со стихией и убрал паруса, чтобы его не вынесло на берег, придётся непросто в этом противостоянии. Драматизм усиливают и скалы Адалары, выступающие из глубин, и суровый Аю-Даг.
Огромной заслугой Ивана Айвазовского стало создание художественной школы, которая выпустила целую плеяду талантливых крымских мастеров, ставших продолжателями творчества своего учителя. В этом смысле стоит отметить творчество Эммануила Магдесяна, 160-летний юбилей которого также отметили на полуострове в апреле этого года. Его марины совершенно отличаются от работ своего покровителя, в них нет эффектного неистовства и губительной стихии, как у Айвазовского, его море неспокойно, но полно глубокой философской задумчивости, видимо оттого, что художник предпочитал писать осенние и зимние морские виды. Если произведения его наставника подчас напоминают театрализованные постановки, то картины Эммануила Магдесяна полны особого сладкозвучия, ведь живописец дружил с композитором Александром Спендиаровым, и вдохновляясь музыкой, переносил её на свои полотна.
Фото: Борис Седенко / Крымская газетаОсобый интерес вызывает картина Николая Барсамова, который долгое время был руководителем художественной галереи Айвазовского. В этом небольшом произведении запечатлён вид Феодосии в 1944 году, поэтому работу можно отнести не к марине, а к историческому пейзажу. Город лежит в руинах, береговая линия ощетинилась дзотами, вокруг мрачные холмы и вокруг не мелькнёт ни огонька. Словно оправляясь от пережитого ужаса войны море находится в оцепенении, неподвижно замерев на подступах к городу. В нём покоятся остовы взорвавшегося полузатопленного судна, а вся атмосфера пропитана тревожным ожиданием.
На фоне этой картины особенно необычно воспринимаются полотна современных крымских мастеров, в которых чувствуются и лучшие реалистические традиции, и яркие черты импрессионизма, что демонстрирует не только многообразие способов художественного выражения, но и то, что морские просторы, по-прежнему, вызывают у человека неподдельное восхищение.