Лица Крымского геофака: педагоги и покорители горных вершин

Фото: crimea.kz

Учебный год для студентов четвертого курса и магистрантов географического факультета Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского начался не с лекций. Четверокурсники отправились в школы, где они в течение сентября осваивали профессию учителя. А перед этим – путешествовали по Кавказским горам, где смогли не только отдохнуть, но и изучить местность.

Педагогическую практику студенты геофака прошли в 25 школах Крыма в столице Крыма, Феодосии и Джанкое, в Симферопольском, Бахчисарайском, Сакском, Красногвардейском и Джанкойском районах, кроме того в Севастополе. Руководитель практики, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Людмила Ожегова уверена, что работа «в полях» – важный этап профессиональной подготовки студентов.

«Студенты попали в реальную педагогическую среду, где им пришлось выполнять новые для себя функции – учителя, воспитателя. А наша задача, задача преподавателей, – подготовить их к этому важному этапу профессиональной подготовки, вооружив необходимыми знаниями и умениями», – сказала она Крыминформу.

Директор Таврической академии, профессор Игорь Воронин назвал опыт педагогической практики бесценным – приобрести его, кроме как в школе, невозможно.

«Я всегда советую нашим студентам поработать в школе. Хотя бы 3-4 года. И независимо от того, по какому направлению подготовки они обучались и какие перспективы они себе определили. Работа в школе прививает навыки работы с большими аудиториями. Никакой тренинг, никакой коучер не научит тому, что дает школа. Учитель своими навыками способен толпу остановить! И не только остановить, но и развернуть её в противоположную сторону!» – сказал он.

Магистрам второго курса также предстояло вернуться в школу в октябре. В сентябре же они преподавали студентам младших курсов предмет, который сами слушали буквально два года назад. Студенты, которые провели свои первые уроки, поделились с Крыминформом впечатлениями, а имеющие некоторый опыт магистранты рассказали об особенностях учительства.

Призвание, а не профессия

Прошедшие педагогическую практику студенты все чаще приходят к мысли, что быть учителем – не просто профессия, это образ жизни. Кого-то привлекает, а кого-то отпугивает тот факт, что стать учителем – означает посвятить этому все свое время. Магистрант второго года магистратуры географического факультета Таврической академии Даниил Кривоносов провел в симферопольской школе №13 классный час и поделился своими рассуждениями, что значит быть учителем.

«К работе учителем должна лежать душа на самом деле. Здесь не подойдет, если ты просто хочешь заработать. Это требует полной выкладки, среди них и подготовки материалов дома. Это время и ответственность, поскольку знания должны доходить до детей. Урок не должен быть простым сотрясанием воздуха», – считает магистрант.

В ходе практики студенты, обычно, приходят к выводу, что учительству надо отдаться целиком, отдать этому свое свободное время и измениться самому. Они убеждены, что работать учителем должны лишь те, кому это нравится. Педагогическая практика позволяет студентам понять, подойдет ли им такая работа.

«Быть учителем – это значит возложить на себя большую ответственность, при этом существенно меняется сам человек. Если человек трудится учителем более пяти, а уж тем более десяти лет, это уже своеобразный тип людей, я в этом убежден, так как достаточно общаюсь с учителями, – сказал Ярослав Ковалюк. – Если ты чувствуешь, что это не твое, то не стоит заставлять себя. Вот в этом плюс этой практики – мы на деле понимаем, подходит нам это или нет».

К подобному мнению пришла и Альбина Асанова после первого урока в восьмом классе школы №8.

«В первый урок я сильно нервничала, в первые три минуты у меня дико билось сердце, потом уже, когда я раздала детям тестовые задания, они начали спокойно писать, уже более-менее успокоилась, – поделилась она. – За каждого ребенка по-особому переживаешь. Важно не просто отговорить на уроке, а сделать так, чтобы ребенок понял. К каждому требуется искать особый подход и доходчиво все объяснять».

Учитель-методист с 33-летним стажем Наталья Григоренко преподает географию в школе №8. По её словам, любовь к детям – определяющий фактор при выборе учительской профессии.

«Быть учителем – это призвание и образ жизни. Детей требуется очень любить и относиться к ним и строго, и по-доброму, поскольку если это просто работа, то ты отбываешь наказание в школе, а если ты детей любишь и к ним относишься как к своим детям, то это призвание. Ты даешь свою любовь, свою доброту детям, и тогда и дети тебя любят, и работа у тебя складывается, и предмет твой любят», – сказала она.

Учитель географии симферопольской школы №31, педагог в третьем поколении Ирина Кичанова подтвердила, что учительская профессия подразумевает изменений в себе. Если начинающий учитель понимает, что ему это не подходит, то лучше не заставлять себя, так как это может навредить детям, уверена она. Профессиональное кредо педагога: «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать».

Практическая польза

Прошедшие практику студенты, вне зависимости от того, понравилось им или нет, желают или не желают они связать с учительством свою жизнь, говорят о бесценности приобретаемого в ходе подобной практики опыта. Это развитие коммуникабельности, уверенности в себе, умение работать с документами.

«На педагогической практике мы в первую очередь учимся общаться с аудиторией, управлять ею. Общение с большими группами, когда все внимание аудитории сконцентрировано на тебе, делает тебя уверенным в себе, позволяет преодолеть психологический барьер. А это уже само по себе важно, уверенность пригодится везде», – считает Даниил.

Студентка Анастасия Реутова также вела уроки в школе №13. Коммуникабельность, по её мнению, – полезное приобретение педагогической практики. «Практика в школе, когда приходится работать с незнакомыми людьми, учит быстро налаживать контакты и развивает коммуникабельность», – отметила Анастасия.

Ярослав считает, что практика помогает самим студентам вспомнить то, что они изучали на предыдущих курсах. По сказанным им словам, при разработке уроков и лекций практикант начинает заново поднимать всю необходимую и прошедшую через него когда-то информацию. «Одновременно мы сами вспоминаем что-то и даем данную информацию другим, – подчеркнул он. – Из положительного ещё могу сказать, что преподавание в вузе и школе важно тем, что мы учимся не только вести уроки и общаться с детьми, но и составлять планы-конспекты уроков, при этом непременно знакомимся с документацией и календарно-тематическими планами, то есть мы не просто приходим и выбираем какую-нибудь тему, все идёт по графику, согласно школьной или университетской программе».

В поисках новых знаний

Географический факультет – один из старейших в Таврической академии КФУ – всегда отличался своим практическим многообразием. Благодаря таким географам, как доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Михаил Кузнецов, который также был специалистом по дидактике и педагогике, геофак имеет сильную школу по подготовке молодых учителей. Это помножено на интереснейшую полевую практику, которую студенты проходят в летнее время. В частности, минувшим летом студенты были на Кавказе.

Со слов ассистента кафедры экономической и социальной географии и территориального управления Дениса Вольхина, за последние несколько лет для студентов-географов были организованы несколько вариантов маршрутов, основные – в Калининградской области и на Кавказа. Маршруты на Кавказе включают Краснодарский и Ставропольский края, кроме того, республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия.

«Важным промежутком времени обучения, профессиональной подготовки и познания мира студентами географического факультета являются практики, особенно дальние комплексные. Летние полевые практики – это самая ожидаемая пора учебного года, трудно определить, чего наши студенты ждут больше: практик или каникул, – сказал он. – После практик по таким маршрутам студентам больше не кажутся абстрактными географические названия подобные таким, как Мацеста, Дзитаку, Фишт, Машук, Домбай, Архыз, Эльбрус, а также другие, ведь после «личного знакомства» с ними у студентов сформировались образы вполне конкретных географических объектов. Вряд ли какой-или учебник по географии рассказал бы студентам о высотной поясности и бальнеологических комплексах Кавказа лучше, чем затяжные подъемы к его вершинам или пребывание на курортах Кавказских минеральных вод и Большого Сочи».

Анастасия Реутова добавила, что в ходе поездки на Кавказ студенты изучали экономику региона, социально-экономическая специфика которого формировалась в уникальных природных условиях.

«Практика была великолепная! Мы были в Адыгее, Ставропольском крае и в Кабардино-Балкарии. На дальней комплексной практике мы изучали то, как физико-географические факторы территории влияют на развитие экономических отраслей в данном регионе, – сказала она. – ещё хорошо то, что благодаря таким практикам, нам есть, что рассказать в той же школе детям».

Студенты изучали ландшафты и санаторно-курортные комплексы минеральных вод Кавказа, высотную поясность, ледниковый рельеф и спортивно-рекреационные комплексы Приэльбрусья. Другая группа географов изучала склоны Западного Кавказа, кроме того в рамках производственной экскурсии побывали в Мацестинском бальнеологическом комплексе и в Олимпийском парке в Адлере. Практиканты познакомились с особенностями курортного строительства и организации туристско-рекреационной деятельности в Сочи.

Крыминформ


При подготовке статьи были использованы материалы: Пресс-службы КФУ

 
По теме
Ключ к будущей профессии - Crimea.Kz В Ялте, в Гуманитарно-педагогической академии КФУ им. В. И. Вернадского состоялась Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Студенческая практика — ключ к будущей профессии:
15.11.2017
 
Дмитрий Рогозин дал указание оказывать максимальную поддержку следственным органам Фото: Влад КОМЯКОВ - Комсомольская правда Источник в отрасли рассказал нашему военному обозревателю Виктору Баранцу, что если все факты подтвердятся, виновным светят немалые сроки Виктор БАРАНЕЦ Не успело Минобороны показать супероружие,
20.07.2018
 
Автор: Эльвира Бояринцева источник: Управление информации и пресс-службы Главы РК Глава Республики Крым Сергей Аксёнов вручил благодарственные письма и специальные отличительные значки выпускникам,
19.07.2018
Дмитрий Рогозин дал указание оказывать максимальную поддержку следственным органам Фото: Влад КОМЯКОВ - Комсомольская правда Источник в отрасли рассказал нашему военному обозревателю Виктору Баранцу, что если все факты подтвердятся, виновным светят немалые сроки Виктор БАРАНЕЦ Не успело Минобороны показать супероружие,
20.07.2018 Комсомольская правда
Крымский филиал Главгосэкспертизы России выдал положительные заключения по проекту реализации II этапа строительства объектов Учебно-лабораторного комплекса Крымского федерального университета имени В.И.
18.07.2018 Крымская правда
Сотрудники полиции обращаются ко всем гражданам Крыма с просьбой помочь в поиске несовершеннолетней девочки, которая ушла из дома 11 июля, сообщает пресс-служба МВД по Республике Крым.
20.07.2018 Крымская правда
На пульт крымских спасателей поступило сообщение о том, что в г. Ялта с высоты упал человек.
20.07.2018 Крымская правда
Театр-студия «Дом» выступит в Ялте - Крымская правда В Ялте в Доме-музее А.П.Чехова 26 июля состоится спектакль молодёжного поэтического театра-студии «Дом» из города Иваново, сообщает пресс-служба Министерства культуры Республики Крым.
20.07.2018 Крымская правда
Они строили храм героям войны, поклонялись Иосифу Виссарионовичу и ненавидели женщин Виктория ЯКУШИНА Алексей ИВАНОВ Небольшой 17-тысячный городок Суворов находится в стороне от федеральных трасс на границе Тульской и
20.07.2018 Комсомольская правда
С 4 по 12 августа 2018 года на территории древнего города Херсонес Таврический пройдет II Международный музыкальный фестиваль «Опера в Херсонесе», сообщает пресс-служба правительства Севастополя.
19.07.2018 Крымская правда
Пока без россиян - Крымская правда Буквально перед выходом этого материала в свет пришло приятное сообщение из-за океана: российский хоккеист Александр Овечкин назван лучшим спортсменом США зимнего сезона-2018!
20.07.2018 Крымская правда
Ежегодно 20 июля отмечается Международный день шахмат. Учредили этот праздник в 1966 году в честь дня основания Международной федерации шахмат (ФИДЕ) в 1924 году.
20.07.2018 Газета Крымская газета
Крымские футболисты выходят на старт четвёртого чемпионата КФС За минувшие тридцать дней президент Крымского футбольного союза (КФС) Юрий Ветоха несколько раз вылетал в Москву на матчи чемпионата мира,
19.07.2018 Крымская правда
В гонку за чемпионство вступили три новые команды успешных компаний Степан ОСТИНОВ 19 июля, прошел второй тур футбольного турнира «ВАД -Таврида Летняя Лига» среди любительских команд,
20.07.2018 Комсомольская правда
В Ялте пропала девочка-подросток - Крымская правда Сотрудники полиции обращаются ко всем гражданам Крыма с просьбой помочь в поиске несовершеннолетней девочки, которая ушла из дома 11 июля, сообщает пресс-служба МВД по Республике Крым.
20.07.2018 Крымская правда