Крымские школы ждут учеников

Наталья Георгиевна Гончарова, министр образования, науки и молодёжи Крыма, свой первый класс помнит хорошо. Звонок на первой торжественной линейке она не несла, поэтому расстроилась. Но бабушка и дедушка устроили маленькой ученице настоящий праздник. Перед началом первого класса Наташа не умела читать и писать, только считала хорошо. В школе её всему научили. Сегодняшние первоклассники, по мнению министра, подготовлены в разы лучше. Наталья Георгиевна рассказала «Крымской правде», готовы ли крымские школы встречать юных учеников.

Свобода
и творчество
- Наталья Георгиевна, последние два года для крымских учебных заведений были сложными. Новые законы, нормы, требования. 1 сентября начинается ещё один учебный год. Готовы ли к нему крымские школы?
- Давайте начнём с того, что понятие подготовки к новому учебному году - это понятие, состоящее из нескольких важных пунктов. Та подготовка, о которой думают родители, а именно: текущий ремонт, наведение порядка в школе - это только небольшая часть всех дел. Наверное, нужно сказать о том, что первый нормативный документ, решающий отдельные задачи нового учебного года, был издан Министерством образования республики в феврале 2016 года. И здесь важно понимать, что мы в этом году уделили особое внимание содержанию и качеству образования. Для нас важно, чтобы все школы имели новые отработанные и согласованные учебные планы и программы. Чтобы все эти учебные планы и программы были подтверждены в методических структурах и соответствовали федеральным образовательным стандартам. И сейчас можно сказать, что абсолютно все школы Крыма с этим достойно справились.
- Изменилось ли что-то в этом году? Появились ли нововведения, которых не было до этого?
- Сегодня каждая школа вправе формировать свою программу. Создавать свой план, работать над своей концепцией образования. Кроме этого, с 1 сентября 2016 года вступают в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранее этого не было. Но у Крыма, и это признано Министерством образования Российской Федерации, есть хорошие наработки и реальное содержание инклюзивного образования. Поэтому для нас не составило особого труда подготовить программу по внедрению этих требований. 157 школ Крыма работают по тем или иным инклюзивным программам и открыли свои двери для особенных детей. Другое дело, что архитектурная доступность, доступная среда сегодня далеко не в каждой школе соответствуют тем стандартам, которые необходимы. Но мы второй год активно работаем в этом направлении. 30 школ Крыма уже полностью соответствуют стандарту Российской Федерации в этом плане.
Учиться должно быть комфортно
- Многих родителей волнует вопрос обеспеченности школ учебниками. При Украине их приходилось покупать за свой счёт. В этом учебном году придётся тратить деньги на учебники?
- Что касается учебников, то Крым полностью ими обеспечен. Это тоже одна из составляющих подготовки к новому учебному году. Отмечу то, что сегодня обеспеченность учебниками лежит в плоскости ответственности и в полномочиях самих школ. Если в 2014 году учебники были приобретены централизованно, то сегодня докупать и покупать учебники, выбирать новых авторов - это прерогатива только самой школы, администрации, учителя. И надо сказать, что в течение летнего периода подготовки к учебному году многие школы покупали и докупали всё необходимое. На сегодняшний день полуостров обеспечен учебниками на 100%. Кроме того, появились учебники, переведённые на крымскотатарский язык, что для нас очень важно. Последний контракт на 14 миллионов рублей подписан недавно в Министерстве образования. До конца сентября учебники на крымскотатарском языке в полном объёме будут доставлены в школы.
- В старшей школе родителям часто приходится покупать рабочие тетради по истории, географии, другим предметам. В этом году такая тенденция сохранится?
- Если бы я не работала 15 лет учителем и не понимала, что представляют собой рабочие тетради, то не позволила бы себе сказать то, что сейчас прозвучит. Сомневаюсь в острой необходимости, а иногда и вообще необходимости этих рабочих тетрадей. Почему? Потому что рабочая тетрадь, привязанная к учебнику, не даёт простора для творчества, возможности работать с другими источниками знаний, которых сегодня много. Учебник - это строго, он даётся из федерального перечня, а вот учитель свободен. Другими источниками знаний может быть всё, что угодно. В отличие от украинского подхода в этом отношении учитель в России может сам решать, какие материалы для него оптимальны. И только он определяет способ донесения той или иной информации, использование тех или иных источников. Рабочая тетрадь - это привязка к одному учебнику. Это узко.
Сегодня каждая школа, на мой взгляд, обеспечена всей техникой, позволяющей распечатать, создать свой программный продукт, который будет рабочим материалом для той или иной темы. Я не сторонник рабочих тетрадей. Наверное, из всех рабочих тетрадей, с которыми я сталкивалась, нужной я назову только пропись в первом классе. Действительно, не каждый учитель обладает той каллиграфией, которая необходима. Поэтому такая рабочая тетрадь в косую линию нужна. Это ещё и соблюдение единого орфографического режима, к которому нужно приучаться с первого класса. За прописи я двумя руками, за другие тетради - нет.
- В Симферополе остро стоит проблема обучения во вторую смену. С 5-6 классов во многих школах дети переходят на такой не слишком комфортный режим. Что делается в этом направлении?
- Эта проблема не так актуальна, как многие думают.
В Крыму во второй смене учатся 6,9% детей от общего количества школьников. В феде-
ральную программу, которая начала работать в 2016 году по постройке новых школ в Российской Федерации, мы пока не попадаем. В среднем по стране во второй смене учатся 25% школьников. Наш процент низкий. Но проблема Крыма в том, что вторая смена наиболее часто встречается в школах крупных городов. Это Симферополь, Евпатория, Ялта и Феодосия. Для решения этой задачи в федеральной целевой программе заложено строительство 8 школ в Крыму именно в крупных городах.
Ликвидация второй смены - это не просто прихоть или желание. 1-6 классы на 1 сентября этого года уже учатся по новым федеральным государственным стандартам. С учётом деятельности после уроков - это школа полного дня. Чтобы было сбалансированное расписание, включающее уроки и послеурочную деятельность, ребёнок даже в 1 классе должен находиться в школе до 19.00. Поэтому мы просто обязаны создать условия детям, а значит ликвидировать вторую смену. Но строительство 8 школ запланировано на 2018-2019 годы, только тогда мы полностью избавимся от второй смены.
- Во многих школах руководство требует соблюдать определённые нормы в одежде учеников. Насколько это оправдано и законно?


- Понятие школьной формы существует в законе об образовании. Но в нём не указаны её стандарты, а также обязательность ношения такой одежды. Основным законом для любой школы, для любой образовательной организации является устав. Я не видела ещё ни одной школы, которая бы в своём уставе не прописала требования к форме. Но другое дело, что прописываются скорее каноны школьной одежды. Деловой стиль, белый верх, чёрный низ. Поэтому каждый руководитель подходит по-своему. Для кого-то юбка до колена - это деловой стиль, а кто-то считает, что юбка, скажем так, французской длины - вот это деловой стиль.
Закупать или не закупать одежду через школу - это вправе решать вместе родители и администрация учреждения. Если мамы и папы решили, что у их детей в этом классе школьной форме быть, то это их право. Сама школа форму не закупает, это делают исключительно родители. Будут они делать это индивидуально или централизованно - решать им на собрании.
Я считаю, что школьная форма нужна. Нужно научить мальчика правильно носить костюм. Нужно научить девочку следить за белым воротничком блузки или подолом платья.
Учитель
не должен
любить детей
- Наталья Георгиевна, вы рассказали, что сделано в школах, как обстоит ситуация с учебникам, формой. Но готовы ли сами учителя к новому учебному году?
- Надо отметить, что в 2015-2016 учебном году все учителя Крыма имели возможность вне очереди, то есть в свой межаттестационный период, пройти курсы повышения квалификации на бюджетной основе. Это говорит о том, что если учитель, работая второй год с новой программой, новым предметом, чувствовал, что ему нужно повысить свою квалификацию, то такая возможность у него была.
Сейчас важно проанализировать системные ошибки, которые были допущены нашими выпускниками 9-х и 11-х классов при сдаче государственной итоговой аттестации. Именно на это направлена работа первого дня коллегии Министерства образования, которая пройдёт 25 августа, где мы будем детально рассматривать проблемы и достижения в преподавании отдельных предметов: математики, русского языка, истории, обществознания и других. Не говорю, что 25 числа мы подведём итог или будет какой-то вывод, но все наработки и выводы, которые будут сделаны, лягут в основу, надеюсь, системной работы методкабинетов городов и районов. И, соответственно, нашего института повышения квалификации.
- Вы были преподавателем географии, имеете награды рес-
публиканского и федерального уровней. Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный современный учитель?
- Я бы слово «идеальный» не применяла. Учитель - это человек, который должен самообразовываться ежедневно. Предела совершенству в этом отношении нет. Идеального учителя не бывает. Сегодня он может соответствовать всем критериям - от морали до самой высокой профессиональной квалификации, а завтра требования будут другими. Я назову только основные качества. Это желание учиться, это преданность профессии. Потому что только человек, преданный тому или иному делу, осознаёт, что что-то не понимает. Конечно, учитель должен быть очень честным человеком. Честным перед детьми, потому что фальшь они видят сразу. Честным перед самим собой даже в плане квалификации, своего самообразования. Не согласна с фразой, что учитель должен любить детей. Любовь приносит счастье и удовлетворение, только когда она взаимна. А требовать взаимности от ребёнка, у которого есть мама и папа, своя семья, это сложно и не надо этого добиваться. А вот уважение должно быть.
Многие вспоминают спустя годы самых строгих и требовательных учителей. Никогда не назовут учителя, который был необъективен. Никогда не вспомнят тех, у кого были любимчики, который сам не был готов к урокам. А вспоминают того, кто что-то заложил.
А заложить можно открытостью, честностью, высокой квалификацией. Отсюда строгость и требовательность.
- По этим критериям нужно подбирать и классного руководителя?
- Я хорошо отношусь к истинным классным руководителям. Но, можно сказать, негативно воспринимаю тех, кто берётся за классное руководство за денежную компенсацию. Хороший классный руководитель - это залог правильной дружбы между детьми. Если классный руководитель не на месте, то дети учатся жизни не в школе. Родителям некогда. Значит, где? На улице.
Сегодня многие родители ведут детей в учреждения с определёнными условиями.
Я ничего не хочу сказать против рейтинговых школ, но никто не отменил старую традицию, проверенную веками, что в первый класс ребёнка отдают на учителя. Не в условия, не в школу, а на учителя. Когда эти ребята приходят в пятый класс, будущие классные руководители, в хорошем смысле слова, дерутся за класс от Марь Ивановны. Потому что они знают, что традиционно Марь Ивановна выпускает, может быть, слабеньких по математике, но очень честных. Может быть, не умеющих очень быстро читать, но добрых. Или вот Татьяна Ивановна всегда выпускает идеально дисциплинированных. То есть критерии того или иного качества характера у детей закладываются во всём коллективе.
- Недавно был продлён период лицензирования школ до 1 сентября 2018 года. Успевают ли образовательные учреждения уложиться в этот срок?
  - Мы искренне рады этим положительным изменениям. Из 563 школ Крыма почти 60% уже имеют лицензии. Эти учреждения в полной мере отвечают требованиям Министерства чрезвычайных ситуаций и Роспотребнадзора. Средства на все изменения выделяются, но важно понимать, что каждая школа имеет 5% от фонда оплаты труда всех учителей этой школы за весь год. Для примера, в учреждении с 800 учениками - это 700-900 тысяч рублей в год на свои нужды. Руководство может их направить, куда хочет: на мебель, канцелярию, методические пособия, интерактивные доски и многое другое. И это плюс к средствам из бюджета Крыма. Более 100 школ начали обновлять мебель в начальной школе благодаря этим деньгам.
- То есть к 2018 году все крымские школы будут соответствовать российским стандартам?
- Лицензии точно получат все учреждения. Но это только половина того, что сегодня должна иметь школа, чтобы легитимно выдавать документы о получении образования. Нужно пройти ещё аккредитацию. А это совершенно новая процедура, мы с ней ранее не сталкивались. 14 человек в Министерстве образования Крыма готовы выполнять эту работу. 4 школы уже получили аккредитацию. Она длится не менее 105 дней, только в учебное время, поэтому процесс сложный. Это срезы знаний, изучение программ и учебных планов, обратная связь учителей и учеников. Поэтому меня волнует не только соблюдение лицензионных норм - это обычные правила и условия. А вот аккредитация - это возможность давать документы об образовании. Это намного серьёзнее. К этому вопросу мы только приступаем. Не думаю, что он будет лёгким, но мы точно справимся.

Беседовала

Валентина ВАСИЛЬЕВА.

 
По теме
На базе Симуляционного центра Ордена Красного Трудового Знамени Медицинского института Крымского федерального университета прошло практическое занятие в рамках проекта «Обучение студентов немедицинских специальностей КФУ
В Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна Крымского федерального университета прошло методическое объединение для директоров и методистов филиалов среднего профессионального образования.
В рамках плана проведения научных мероприятий Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского состоялось открытие XI Международной научно-практической конференции «Экономика устойчивого развития региона: инновации,
Телеканал «1 Крым». В эфире – директор ИЭиУ КФУ им. В.И. Вернадского Виктор Реутов Тема эфира – Какие изменения произошли в вопросах сдачи жилья?
Пресс-конференция “История Крымской весны в монографии крымских ученых”.  Крымская весна стала периодом политических, экономических и социальных изменений, которые легли в основу многих научных трудов.
Мастер-класс по Эбру, посвященный весеннему празднику Наврез. - Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия 21 марта 2024 г. в ГБУ РК «Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия» с учащимися Перовской общеобразовательной школы Симферопольского района проведен мастер-класс по рисунку на воде в технике Эбру,
Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия
На Крым надвигается сильный ветер - Крымское информационное агентство По данным Крымского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды вечером 28 марта, в течение суток 29 марта в Крыму ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
Крымское информационное агентство
Синоптики предупреждают крымчан о сильном ветре. В течение суток 29 марта ожидается усиление южного, юго-западного ветра 17-22 м/с.
НИА Крым
Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Роспотребнадзор по Республике Крым
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет