Спусковым крючком может стать нетипично суровая для Крыма зима с большим количеством осадков. Результаты обследования Лименского хребта в районе Симеиза, проведенные «Крымспецгеологией», показывают, что горный массив начал разрушаться. Из-за этого возникла высокая вероятность крупных обвалов.
Сейчас Крым переживает очередной пиковый период оползневой активности, который происходит каждые 13−16 лет. Но именно на зиму 2017−18 годов придется максимально неблагоприятное сочетание природных факторов. В южной горной части Крыма — от мыса Лукулл до Феодосии — насчитывается около 1500 оползневых участков, которые ждут своего часа. 250 оползневых и камне-обвальных участков прямо сейчас разрушают автомобильные дороги ЮБК.
По данным Службы автомобильных дорог Республики Крым, которые распространило агентство ТАСС, непосредственно по телу оползней проходит 37,2 км трасс «Симферополь — Ялта» и «Ялта — Севастополь». При этом 70% всех оползней пришли в активное состояние.
Но это лишь часть проблемы. Ведь с активизацией оползневых процессов резко возросли риски крупных обвалов и осыпей. Специалисты НПП «Крымспецгеология» обследовали сам Лименский хребет, а аткже район Симеиза и Лименскую долину. Геологи обнаружили здесь так называемые «зеркала скольжения».
Крупные сейсмические обвалы (до 200 кубометров) уже произошли на западном склоне горы Кошки, на приморском склоне Лименского хребта. Но, по словам главного специалиста отдела инженерно-геофизических изысканий «Крымспецгеологии» Алексея Сайганова, считать эти обвалы и камнепады единичными было бы слишком оптимистично. Скорее — это маркеры, которые свидетельствуют о нарастании опасности в целом.
На Лименском хребте, протянувшемся от яйлы до моря, уже видны следы повреждений. По мнению экспертов, сложная обстановка требует комплекса работ с применением современных технологий инженерной защиты склонов. В противном случае Крым в любой момент может попасть в сводки новостей из-за разрушения автомобильных дорог камнепадами.
Напомним, что только в этом году зафиксировано 3 случая обвалов на трассе Ялта-Севастополь, обвал скалы в районе Большого каньона, сход селя в районе Судака. К счастью, пока обошлось без жертв.
Служба автомобильных дорог Крыма уже готовится к разработке региональной программы по противооползневой и противокамнепадной инженерной защите. Также предпринимаются оперативные меры для стабилизации ситуации. Так до конца октября 2017 года должны завершить работы по установке временных камнеулавливающих барьеров на трассах «Ялта — Севастополь», «Ливадия-Симеиз» и «Симферополь — Алушта — Ялта» в направлении границы с Украиной. Стоимость работ — 5 млн рублей. Подрядчик должен смонтировать 639 метров барьеров, выполнить оборку 7 880 кв. метров горных склонов и убрать с них 308 тонн булыжников и камней.
По словам главы РК Сергея Аксенова, за 3 года на строительство и реконструкцию автодорог выделят 25,5 млрд рублей. По подсчетам того же «Крымавтодора», только противооползневая защита автодорог обойдется республике в 19 млрд. рублей.
Наиболее опасные участки дорог:
Трасса К-002 Федерального Значения Ялта — Севастополь, 4-й и 64-й километры. В 2017 году уже произошло два крупных камнепада, при этом опасность сохраняется на значительном протяжении дороги.
Дорога К-022 Гончарное-Ялта, 17-й км. Камнепады происходят каждый раз после сильного дождя, перекрывая транспортное сообщение с поселком Оползневое. Более крупные камни преодолевают трассу и летят вниз на жилые поселки.
Дорога К-022 Гончарное-Ялта, 34-й км. Над дорогой находится незакрепленный камень весом 30 тонн, который при падении нарушит не только транспортное сообщение, но и нанесет существенный ущерб поселку Голубой залив.
Дорога Бахчисарай-Ялта, 50-й км. Почти на самом подъеме на Ай-Петри отмечены большие трещины горной породы, которые нарастают с каждым годом и представляют все большую опасность крупного обвала.
Дорога Бахчисарай-Ялта, 52-й км. Разрушается горный склон, заросший крымской сосной, занесенной в Красную книгу.