Если красота требует жертв, нам она не нужна!

Проверка санитарных норм в салонах красоты
Если красота требует жертв, нам она не нужна!
Соблюдение СанПиН в салонах красоты  —   первый признак качества услуг
Фото: new.crimiz.ru

Проверка санитарных норм в салонах красотыЗнакомая пожаловалась: много лет подряд ходила к одному и тому же мастеру педикюра, а с недавних пор боится даже порог салона переступить, поскольку уже несколько месяцев борется с грибком ногтей, которым, как ей кажется, заразилась именно там.

А ведь наверняка существует целый список требований к санитарии и гигиене, то есть всё давным-давно должно быть предусмотрено и детально прописано. Мастера обязаны безупречно выполнять правила, а клиенты — не беспокоиться по этому поводу. А как на самом деле?

«Мастер-то она неплохой…»

«Если бы я отдыхала на море, могла заподозрить, что подхватила заразу на пляже. Однако всё началось весной. Я и прежде обращала внимание, что Марина (мастер. — Авт. ) просто протирает педикюрные ножницы одеколоном, пилку, кусачки полощет в обычной воде, а руки никогда тщательно не моет: закончила с одним клиентом и тут же переходит к другому. Но за столько лет привыкла к этому, давно ни на что не обращала внимания, тем паче Марина — хороший мастер, работу свою выполняет безупречно. Более того, с ней всегда можно было поболтать, как с подругой. Вышла из салона вся такая красивая, ещё и настроение поднялось благодаря душевному разговору», — сокрушается знакомая.

Что я могла ответить? С одной стороны, она сама виновата, ведь видела нарушения элементарных правил гигиены, при этом молчала и продолжала ходить к нерадивому мастеру. С другой, ловлю себя на мысли, что наверняка и я не стала бы указывать на явные просчёты. Почему? Думаю, никого не удивлю, если скажу, что при этом испытывала бы некую неловкость. Не из-за самой нелепости ситуации (почему я парикмахеру или педикюрше/маникюрше должна объяснять элементарные вещи?), а из страха, что сейчас моя красота — в руках этого мастера, и если он обидится на замечание, то неизвестно, с каким настроением придётся уже мне покидать «царство преображения».

Уверена, не ошибусь, если предположу, что так рассуждает большинство женщин. Мы боимся не угодить мастеру. Да, да, несмотря на то, что всё должно быть с точностью до наоборот, именно мы, клиентки, заигрываем с «гуру», ведём задушевные разговоры, чувствуем себя чуть ли не обязанными раскрыть ему душу, поинтересоваться моментами его личной жизни, обязательно посоветоваться о чем-либо. В общем, поддерживаем контакт, всем своим видом демонстрируя, что мы — лучшие друзья. И тогда, думают многие, «близкий друг и прекрасный мастер» проявит всё своё умение, а заодно и доброе отношение и превратит в королевну.

Хорошо, если так. Но даже если результат обратный, всё равно одобрительно киваете «подруге» и тешите себя мыслью, что недостатки мерещатся, на самом деле причёска идеальна. Ведь об этом сообщает улыбчивый мастер, который за столько лет уже лучше, чем вы сами, знает, как вас стричь. И вы верите не собственному отражению в зеркале, а сладостным словам «гуру». При этом почему-то не обращаете внимания, что этот, на самом деле горе-мастер причёсывает ваши рыжие кудри щёткой, на которую намотаны чьи-то чёрные волосы, да и шею обмахнул «несвежей» кисточкой, после чего уже дома обнаруживаете на себе не только остатки собственной «растительности», но и чужие. То же самое и в отношении маникюра-педикюра: вы не станете ругаться с «подружкой» по поводу качества лака, даже если он на следующий день слезет; так же беспрекословно опустите ноги в ёмкость, которая была просто ополоснута после клиентки перед вами, или на коврик, который вообще никогда не протирался. Если с вами после таких процедур ничего не случалось, продолжите посещать «родной» салон, каждый раз уговаривая себя, что везде всё одинаково, так уж лучше ходить к «старому» проверенному мастеру. К сожалению, таков наш менталитет —  «пока гром не грянет, мужик не перекрестится», в данном случае поговорка касается и мужчин, и женщин.

Спрашиваю знакомую, сколько лет она ходила к этому мастеру педикюра?

«Ой, да не помню уже… Много, лет десять точно», — печально вздыхает пострадавшая. — И знаешь, самое скверное, лечить грибок — дело долгое, затратное и, возможно, безрезультатное. Я тут вычитала, что зачастую приходится даже удалять ноготь».

«Подай на салон в суд. Пусть твой чудо-мастер возмещает тебе моральный и материальный ущерб», — советую, хотя понимаю, что сама точно не стала бы этим заморачиваться.

«Что ты? — протяжно произносит знакомая. — Больше собственных нервов и денег потрачу. К тому же, говорю тебе, она мастер неплохой».

«Так ты будешь продолжать ходить в этот салон?! Сама говорила, что теперь даже его порог переступать боишься», — недоумеваю.

«Я теперь боюсь порог любого салона переступать. Поэтому, когда вылечусь, всё же к Маринке пойду, с ней хотя бы договориться можно, ведь я — постоянный её клиент. Буду просить, чтобы, так сказать, индивидуально ко мне подходила. Кстати, забегу сейчас к ней, может, знает какое-нибудь средство от грибка».

И пакет в ванночку «для приличия»

Эта встреча по сей день не даёт мне покоя. Ведь все мы в любой момент можем стать жертвами принятого за норму халатного отношения к служебным обязанностям со стороны мастеров так называемых «салонов красоты». Дорогой или бюджетный: если нет контроля, значит, не будет и ответственности. А контроля-то и нет, во всяком случае со стороны госорганов. Тут вроде бы высокая степень конкуренции должна подхлёстывать к хорошему качеству оказания услуг, но даже возможность потерять клиентов почему-то не подстёгивает мастеров работать старательно во всех отношениях.

Недавно в YouTubе посмотрела видео-ролик, где наша бывшая соотечественница, 14 лет назад переехавшая в США, но всё так же устроившаяся парикмахером, сравнивала свою работу здесь и там.

Она отмечает, что каждый американский клиент, в отличие от нас, считает себя исключительным и требует соответствующего к себе подхода. И если обслуживание не понравится, может совершенно спокойно не заплатить, даже если ходит постоянно к одному и тому же мастеру. Так, конечно, бывает нечасто, но высказывать претензии уж точно никто не побоится. И цирюльник не станет кривить губы от замечаний в его адрес, наоборот, всячески постарается уладить недоразумение, пообещает, что в следующий раз всё сделает безупречно, а как бонус бесплатно предложит какую-нибудь дополнительную услугу. Мы же, россияне, — народ скромный, чувством исключительности не обладаем, потому и страдаем. При этом каждый на своём рабочем месте — царёк! Почему так сложилось, мне неведомо. Но факт остаётся фактом.

Как же переломить ситуацию? Вроде бы всё просто, в отношении парикмахерских существуют санитарные правила и нормы, утверждённые Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации. Они введены в действие 1 июня 2003 года (СанПиН 2.1.2.1199-03). Некоторые положения, на мой взгляд, устарели, иных не хватает, но основные соответствуют сегодняшним реалиям. В частности, прописаны требования по обустройству помещений и их отделке, водоснабжению и канализации, отоплению, вентиляции, воздухообмену, освещению, дезинфекции…

Например, чёрным по белому написано: «Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеёнчатый чехол, который после каждого применения протирается ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором». Что-то я мало где видела подушки в клеёнчатых (или дерматиновых) чехлах. Или вот ещё: «Ванны для ног после каждого клиента должны обрабатываться ветошью или щёткой с использованием моющих и дезинфицирующих средств». Не все мастера это делают, но сейчас они нашли иной способ соблюсти «приличия» — укладывают в ёмкость плотный пакет и в него наливают воду. Ну, этот вариант вполне может претендовать на соблюдение СанПиН.

Отдельной строкой идёт указание, что для предупреждения гепатитов, ВИЧ, туберкулёза, грибковых, паразитарных заболеваний и других инфекций необходимо очищать и стерилизовать применяемые инструменты. Например, «расчёски, щётки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой, дезинфицируют в бактерицидных излучателях или в растворах дезинфицирующих средств. Съёмные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 минут) тампоном, смоченным 70° этиловым спиртом. Косметические инструменты после использования помещают в ёмкости с дезинфицирующим раствором. Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов (маникюр, педикюр, чистка лица и другие косметические услуги), подвергаются дезинфекции и стерилизации после каждого клиента».

Казалось бы, отличные требования, и чтобы всё было хорошо, их надо просто неукоснительно соблюдать. Но раздел XI этого же постановления написан будто нарочно, чтобы была возможность уклоняться от перечисленных норм и правил: контроль за их соблюдением возлагается на администрацию салонов. То есть какая-нибудь 18-летняя барышня, которой папа на совершеннолетие подарил парикмахерскую, должна изучить все требования и контролировать их выполнение, в том числе разработать программу производственного контроля, включающую и лабораторные исследования качества обработки инструментов, а также микроклимата в помещении, его освещённости и прочего. Кроме того, отвечать за своевременное медобследование персонала. А тут и терапевт, и флюорография — раз в год, и дерматовенеролог — дважды в год. Хорошо, если администрация ответственно относится к своим обязанностям, а если не очень, если юное создание, получившее такой «проблемный», как ей кажется, подарок, не хочет вникать во все премудрости? Вот тут на страже наших интересов, по идее, обязан стоять Роспотребнадзор. Однако он, по всей видимости, не желает взваливать на свои плечи такой груз, поэтому отделался рекомендациями, мол, россияне сами должны обращать внимание на соблюдение мастерами правил санитарии и гигиены. В общем, всё, как всегда: правила есть, а проверять их выполнение некому.

Но не хочется заканчивать на грустной ноте. Всё-таки в Крыму, в частности в Симферополе, достаточно салонов, которые ответственно относятся к своему имиджу и стараются выполнять положения СанПиН по максимуму. Да и нам, клиентам, надо бы научиться быть уверенными в своей исключительности и не бояться требовать хотя бы выполнения элементарных правил.

Ольга САФРОНОВА

Пока материал готовился к печати

Соблюдение СанПиН в салонах красоты — первый признак качества услугРИА «Новости» сообщает, что в связи с ростом популярности услуг по ногтевому сервису  Роспотребнадзор подготовил рекомендации для посетителей студий маникюра и педикюра. В частности, обращает внимание потребителей, что услуги по маникюру и педикюру, связанные с повреждением целостности кожных покровов, представляют опасность для населения. Для предупреждения распространения гепатитов, ВИЧ-инфекции, грибковых заболеваний и других инфекций мастер должен проводить весь комплекс противоэпидемических мероприятий, используя необходимые дезинфицирующие средства. Для всех манипуляций, которые могут повредить кожу, должны применяться стерильные инструменты и материалы. Кроме того, Роспотребнадзор советует обращать внимание на чистоту помещения и оборудования салонов и напоминает, что влажную уборку помещений следует проводить не менее двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Отмечается также, что инструменты для маникюра и педикюра нужно стерилизовать, упаковать в стерилизационные материалы и в них же хранить. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах.

Кроме того, инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожи, после каждого клиента без предварительного промывания водой должны помещаться в дезинфицирующий раствор. Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеёнчатый чехол, который после каждого использования необходимо протирать дезинфицирующим раствором. «Ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции… При выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, которые после использования подлежат дезинфекции и утилизации», — говорится в сообщении.

Сотрудники студии ногтевого сервиса обязаны в соответствии с требованиями законодательства проходить медицинские осмотры и иметь медкнижки. Уточняется, что потребители, у которых возникают вопросы по соблюдению санитарных требований в студиях ногтевого сервиса, могут обратиться в управление Роспотребнадзора в регионе.

 
По теме
Кировский районный суд Республики Крым признал виновной местную религиозную организацию мусульманской общины и привлек её к административной ответственности за производство и распространение экстремистских материалов,
Алуштинский городской суд Республики Крым удовлетворено постановление следователя СО ОМВД России по г. Алуште о продлении срока заключения под стражей в отношении гражданина М., обвиняемого в совершении преступления,
Федеральный закон направлен на гуманизацию законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы содержания осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в учреждениях, исполняющих уголовные наказания,
Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям. - Крымская правда Когда школьницы попадают в неприятности, всегда есть воп­росы к их родителям.
Крымская правда
Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Роспотребнадзор по Республике Крым
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. - Крымская правда Не только постоянные участники, но и друзья фестиваля. Фото автора. Крымский киномедиацентр - организатор открытого фестиваля документального кино,
Крымская правда
Крымские кадеты покорили Москву - МЧС России В Московской Академии ГПС МЧС России состоялся VII Открытый фестиваль кадетских классов и школ имени Героя России Евгения Николаевича Чернышёва.
МЧС России
Екатерина Шелеметьева: «Мои главные темы – мечта и семья» - ЦБС г. Евпатории    В Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялась профессионально-творческая встреча сотрудников евпаторийской централизованной библиотечной системы с писательницей Екатериной Шелеметьевой,
ЦБС г. Евпатории