Конец эпохи Станислава Говорухина

Фото: c-pravda.ru
Фото: Автора.

С уходом близкого человека трудно смириться. А Станислав Сергеевич Говорухин был близким миллионам людей, в том числе и тем, кто не знал его лично, но любил его фильмы. Среди них и крымчане, которым он, скупой на проявление эмоций, не раз выказывал знаки расположения.

Один из ведущих современных кинематографистов любил Крым. С удовольствием вспоминал съёмки в Ялте фильма «Асса» своего друга Сергея Соловьёва, где сыграл главную роль. Работу над картиной «Пассажирка», премьера которой состоялась в 2008 году на фестивале «Кино-Ялта». Тогда ему вручили главный приз - «Большое золотое яблоко» в номинации «За верность профессии». На VI Севастопольский кинофестиваль в 2010 году Говорухин представил фильм «В стиле Jazz», отмеченный гран-при «Народное признание».
Каждая встреча с великим Мастером - значительна, а в дни прощания с ним воспринимается по-особенному. Как завещание.

«Моя заповедь - не навреди»

- Станислав Сергеевич, среди ваших первых фильмов блестящие ленты для детей «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», « Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», для молодёжи - «Пираты XX века». Не хотите продолжить эту линию?
- Хочу, но от моего желания ничего, увы, не зависит. Сейчас основные деньги - у телеканалов, а они в детских фильмах не заинтересованы: в детские фильмы нельзя вторгаться с рекламой. Прокатчики не хотят показывать, потому что билеты должны быть дешёвые. Мы остались без детского кино, без детской литературы. Читаем Гарри Поттера, а не Жюль Верна, Станюковича, Аркадия Гайдара.
- Многие нынче поднимают на щит слова Жюль Верна: «Воспитывать, развлекая», обещая, что, начав с развлечения, дойдут до воспитания.
- Ой ли… Те, кто вкладывает деньги в фильмы и передачи, хотят только заработать. О воспитании они не думают. Как и режиссёры, которые готовы снимать ради денег всё, что угодно, хоть «Сволочей». Девиз у режиссёра должен быть, как у врача: «Не навреди». А у нас в основном занимаются вредоносной фигнёй.
- Что для вас главное при создании картины?
- Золотое сечение - соединение глубокой мысли с занимательностью изложения. Золотое сечение - это «Летят журавли», к примеру. Прошло 50 лет, а фильм так же молод. Также слёзы текут и останавливается дыхание, когда смотришь. Это и есть настоящая режиссура.
- Работу с кем из актёров вспоминаете с особым чувством, кто из них запал в душу?
- Снимались у меня многие великие артисты. Михаил Ульянов, скажем. В картине 1968 года «День ангела» - до сих пор самом любимом, играли Борис Андреев, Николай Крючков, Иван Переверзев. Какое счастье было с ними общаться!
- Многие режиссёры гордятся тем, что дали путёвку на экран юным артистам. У вас есть такие открытия?
- Да сколько угодно. Начнём с Влада Галкина, Марии Мироновой, которые у меня играли Гекльберри Финна и Бекки Тэтчер в фильме «Приключения Тома Сойера» по роману Марка Твена. Удовиченко, Светлана Ходченкова, Аглая Шиловская… Да многим нынешним звёздам я стал крёстным отцом в кино.
- Вы сыграли немаловажную роль и в судьбе Владимира Высоцкого - ведь именно после «Вертикали» он стал известен всей стране.
- Фильм с профессиональной точки зрения - так себе. Но он, действительно, стал значимым для Высоцкого. До него он был «магнитофонным» поэтом, бардом. А после фильма вышла первая пластинка с песнями из фильмов, аранжировки которых сделала одна из лучших композиторов современности - Софья Губайдуллина. Она сразу поняла, что Высоцкий - замечательный мелодист. И так обработала его простые мотивчики, что они зазвучали просто божественно.

«О чём мой фильм -расскажут критики»

- Задумав новый фильм, вы формулируете его идею?
- Боже избавь! Я раньше стеснялся признаваться, потом прочёл у Феллини, что режиссёр часто сам не понимает, о чём снял фильм. То есть понимает, конечно, но сердцем, интуитивно, а выразить словами невозможно. Может быть, и не надо выражать. Потому что любое определение - это ограничение. Я тоже никогда не знаю, о чём фильм. Покажу его - критики расскажут, о чём он.
- Увлекательнее работалось во времена, когда только начинали свой путь в кинематографе, или когда стали опытным режиссёром?
- Конечно, в былые времена. До криминальной революции, с которой началась революция нравственная. Разве можно сравнить общество шестидесятых годов с нынешним? Тогда был расцвет всех искусств. Рождение театров «Современник», «Таганка», Товстоноговского «БДТ». В кинематографе - «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Не горюй». Все фильмы великие были сняты тогда и написана великая литература. Прошло 50 лет, а не умирает та литература, те фильмы.
- Трудно было «пробить» закон о государственной поддержке кинематографа в 1996-м году?
- Нелегко. Это ведь затратный закон, требующий финансирования кинематографа. Я тогда был председателем Комитета по культуре Госдумы. Чего только ни делал! С каждым депутатом поговорил. Образовали думскую гостиную и каждую неделю приглашали в гости артистов, кинематографистов, которые убеждали депутатов, руководителей фракций. Показывали фильмы. Убедили. Со дня принятия закона и началось возрождение кинематографа из пепла. Потом уже были кризисы помельче. Да и будут периодически.
- Вы в своё время сняли нашумевшие документальные фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Не собираетесь продолжить тему?
- Нет. Какой от них толк? Художественными доставляю удовольствие своим зрителям. Самый лучший для меня комплимент, а я его слышу, извините за нескромность, очень часто, от выходящих из зала: «Спасибо, как глоток свежего воздуха вдохнули». Только этого я и добиваюсь.
- Кто ваш любимый литературный герой?
- Робинзон Крузо, хотя я на него совсем не похож. И Мартин Иден.
- Чего не любите больше всего?
- Обезьянничанья. Меня это страшно раздражает.
- Чем занимаетесь, когда не снимаете?
- Нахожусь в мучительных раздумьях, что с нами происходит и чем это закончится.

«Мне всегда была нужна свобода»

- На презентации фильма «Конец прекрасной эпохи» вы сказали, что снимать больше не будете. Почему?
- Потому что моё время ушло. Мне больше нечего сказать. Я снял картину по мотивам произведений Довлатова, наделив героя своими чертами. Название эссе писателя «Конец прекрасной эпохи» совпал с моим определением 60-70 годов минувшего столетия, которые были на самом деле прекрасной эпохой во многих смыслах, в том числе и для искусства, для литературы. Это во многом автобиографическая картина.
Я ведь тоже работал журналистом, хорошо знаю, каково это - идти на компромиссы, как того требовало то время.
- Журналистика разочаровала?
- Разочаровала не журналистика, а то, что в то время над тобой довлела идеология. Мне же всегда нужна была свобода.
- Почему вы со своим опытом проживания в те годы обратились к чужим произведениям, а не написали свой оригинальный сценарий?
- Потому что я не писатель уровня Довлатова. Не решусь тягаться с его юмором, умением выстроить диалоги. Если бы я писал о своей журналистской юности, получилось бы примерно так же, но не так талантливо. Картина не о Довлатове, а о журналисте того времени. Меня это время не отпускает.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю эпоху?
- Не рискну давать определения. Согласен с Сергеем Есениным: «Лицом к лицу - лица не увидать, большое видится на расстоянии». Пока я в ней, а не на расстоянии.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

 
По теме
На съемках «Вертикали» Высоцкий сочинял песни не только о горах. Актрисе Ларисе Лужиной бард посвятил песню «Она была в Париже». Фото: кадр из фильма - Комсомольская правда 22 июня — девять дней со дня смерти Станислава Говорухина, «КП» публикует малоизвестные факты о самых знаменитых фильмах выдающегося режиссера Анна ВЕЛИГЖАНИНА На 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин .
22.06.2018
 
Фото: Сергей Виноградов/ТАСС - Комсомольская правда 14 июня 2018 года не стало режиссера Станислава Говорухина. Мы вспоминаем его цитаты из интервью разных лет Юлия МАЗУР - Массовый зритель год от года он становится глупее и менее образованным.
15.06.2018
 
О человеческом факторе и безопасности в детских лагерях и санаториях, а также о других особенностях работы спасателей в курортный сезон «Крымской газете» рассказал министр чрезвычайных ситуаций Республики Крым Сергей Шахов.
13.07.2018 Газета Крымская газета
Верховный суд Республики Крым в пятницу признал гражданина Украины Евгения Панова виновным в незаконном обороте оружия и подготовке к совершению диверсий в регионе, приговорив его к восьми годам лишения свободы.
13.07.2018 Газета Крымская газета
Как стать членом Союза писателей - Газета Крымская газета Об этом “Крымской газете» рассказал заместитель председателя региональной общественной организации «Союз писателей Республики Крым» Андрей Чернов.
16.07.2018 Газета Крымская газета
Фото: пресс-служба Министерства спорта РК При поддержке Миинистертсва спорта РК в Ялте прошел Кубок мира по брейк-дансу Crimea Break Dance World Cup, сообщает пресс-служба министерства.
16.07.2018 Крымская правда
источник: Пресс-служба Международного аэропорта "Симферополь" В народном флэшмобе приняли участие молодые деятели культуры и искусства из 85 регионов России,
16.07.2018 Газета Новый Крым
Большая политика, маленький футбол и шпионский скандал На этой неделе ещё больший резонанс приобрела история с задержанием высокопоставленного сотрудника энергетической отрасли,
15.07.2018 Крымский ТелеграфЪ