Конец эпохи Станислава Говорухина

Конец эпохи Станислава Говорухина
Фото: c-pravda.ru
Фото: Автора.

С уходом близкого человека трудно смириться. А Станислав Сергеевич Говорухин был близким миллионам людей, в том числе и тем, кто не знал его лично, но любил его фильмы. Среди них и крымчане, которым он, скупой на проявление эмоций, не раз выказывал знаки расположения.

Один из ведущих современных кинематографистов любил Крым. С удовольствием вспоминал съёмки в Ялте фильма «Асса» своего друга Сергея Соловьёва, где сыграл главную роль. Работу над картиной «Пассажирка», премьера которой состоялась в 2008 году на фестивале «Кино-Ялта». Тогда ему вручили главный приз - «Большое золотое яблоко» в номинации «За верность профессии». На VI Севастопольский кинофестиваль в 2010 году Говорухин представил фильм «В стиле Jazz», отмеченный гран-при «Народное признание».
Каждая встреча с великим Мастером - значительна, а в дни прощания с ним воспринимается по-особенному. Как завещание.

«Моя заповедь - не навреди»

- Станислав Сергеевич, среди ваших первых фильмов блестящие ленты для детей «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», « Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», для молодёжи - «Пираты XX века». Не хотите продолжить эту линию?
- Хочу, но от моего желания ничего, увы, не зависит. Сейчас основные деньги - у телеканалов, а они в детских фильмах не заинтересованы: в детские фильмы нельзя вторгаться с рекламой. Прокатчики не хотят показывать, потому что билеты должны быть дешёвые. Мы остались без детского кино, без детской литературы. Читаем Гарри Поттера, а не Жюль Верна, Станюковича, Аркадия Гайдара.
- Многие нынче поднимают на щит слова Жюль Верна: «Воспитывать, развлекая», обещая, что, начав с развлечения, дойдут до воспитания.
- Ой ли… Те, кто вкладывает деньги в фильмы и передачи, хотят только заработать. О воспитании они не думают. Как и режиссёры, которые готовы снимать ради денег всё, что угодно, хоть «Сволочей». Девиз у режиссёра должен быть, как у врача: «Не навреди». А у нас в основном занимаются вредоносной фигнёй.
- Что для вас главное при создании картины?
- Золотое сечение - соединение глубокой мысли с занимательностью изложения. Золотое сечение - это «Летят журавли», к примеру. Прошло 50 лет, а фильм так же молод. Также слёзы текут и останавливается дыхание, когда смотришь. Это и есть настоящая режиссура.
- Работу с кем из актёров вспоминаете с особым чувством, кто из них запал в душу?
- Снимались у меня многие великие артисты. Михаил Ульянов, скажем. В картине 1968 года «День ангела» - до сих пор самом любимом, играли Борис Андреев, Николай Крючков, Иван Переверзев. Какое счастье было с ними общаться!


- Многие режиссёры гордятся тем, что дали путёвку на экран юным артистам. У вас есть такие открытия?
- Да сколько угодно. Начнём с Влада Галкина, Марии Мироновой, которые у меня играли Гекльберри Финна и Бекки Тэтчер в фильме «Приключения Тома Сойера» по роману Марка Твена. Удовиченко, Светлана Ходченкова, Аглая Шиловская… Да многим нынешним звёздам я стал крёстным отцом в кино.
- Вы сыграли немаловажную роль и в судьбе Владимира Высоцкого - ведь именно после «Вертикали» он стал известен всей стране.
- Фильм с профессиональной точки зрения - так себе. Но он, действительно, стал значимым для Высоцкого. До него он был «магнитофонным» поэтом, бардом. А после фильма вышла первая пластинка с песнями из фильмов, аранжировки которых сделала одна из лучших композиторов современности - Софья Губайдуллина. Она сразу поняла, что Высоцкий - замечательный мелодист. И так обработала его простые мотивчики, что они зазвучали просто божественно.

«О чём мой фильм -расскажут критики»

- Задумав новый фильм, вы формулируете его идею?
- Боже избавь! Я раньше стеснялся признаваться, потом прочёл у Феллини, что режиссёр часто сам не понимает, о чём снял фильм. То есть понимает, конечно, но сердцем, интуитивно, а выразить словами невозможно. Может быть, и не надо выражать. Потому что любое определение - это ограничение. Я тоже никогда не знаю, о чём фильм. Покажу его - критики расскажут, о чём он.
- Увлекательнее работалось во времена, когда только начинали свой путь в кинематографе, или когда стали опытным режиссёром?
- Конечно, в былые времена. До криминальной революции, с которой началась революция нравственная. Разве можно сравнить общество шестидесятых годов с нынешним? Тогда был расцвет всех искусств. Рождение театров «Современник», «Таганка», Товстоноговского «БДТ». В кинематографе - «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Не горюй». Все фильмы великие были сняты тогда и написана великая литература. Прошло 50 лет, а не умирает та литература, те фильмы.
- Трудно было «пробить» закон о государственной поддержке кинематографа в 1996-м году?
- Нелегко. Это ведь затратный закон, требующий финансирования кинематографа. Я тогда был председателем Комитета по культуре Госдумы. Чего только ни делал! С каждым депутатом поговорил. Образовали думскую гостиную и каждую неделю приглашали в гости артистов, кинематографистов, которые убеждали депутатов, руководителей фракций. Показывали фильмы. Убедили. Со дня принятия закона и началось возрождение кинематографа из пепла. Потом уже были кризисы помельче. Да и будут периодически.
- Вы в своё время сняли нашумевшие документальные фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Не собираетесь продолжить тему?
- Нет. Какой от них толк? Художественными доставляю удовольствие своим зрителям. Самый лучший для меня комплимент, а я его слышу, извините за нескромность, очень часто, от выходящих из зала: «Спасибо, как глоток свежего воздуха вдохнули». Только этого я и добиваюсь.
- Кто ваш любимый литературный герой?
- Робинзон Крузо, хотя я на него совсем не похож. И Мартин Иден.
- Чего не любите больше всего?
- Обезьянничанья. Меня это страшно раздражает.
- Чем занимаетесь, когда не снимаете?
- Нахожусь в мучительных раздумьях, что с нами происходит и чем это закончится.

«Мне всегда была нужна свобода»

- На презентации фильма «Конец прекрасной эпохи» вы сказали, что снимать больше не будете. Почему?
- Потому что моё время ушло. Мне больше нечего сказать. Я снял картину по мотивам произведений Довлатова, наделив героя своими чертами. Название эссе писателя «Конец прекрасной эпохи» совпал с моим определением 60-70 годов минувшего столетия, которые были на самом деле прекрасной эпохой во многих смыслах, в том числе и для искусства, для литературы. Это во многом автобиографическая картина.
Я ведь тоже работал журналистом, хорошо знаю, каково это - идти на компромиссы, как того требовало то время.
- Журналистика разочаровала?
- Разочаровала не журналистика, а то, что в то время над тобой довлела идеология. Мне же всегда нужна была свобода.
- Почему вы со своим опытом проживания в те годы обратились к чужим произведениям, а не написали свой оригинальный сценарий?
- Потому что я не писатель уровня Довлатова. Не решусь тягаться с его юмором, умением выстроить диалоги. Если бы я писал о своей журналистской юности, получилось бы примерно так же, но не так талантливо. Картина не о Довлатове, а о журналисте того времени. Меня это время не отпускает.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю эпоху?
- Не рискну давать определения. Согласен с Сергеем Есениным: «Лицом к лицу - лица не увидать, большое видится на расстоянии». Пока я в ней, а не на расстоянии.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

 
По теме
В Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны Алексей ЕЛАГИН Фото: пресс-служба ГУ МЧС по РК В понедельник, 18 марта, в Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
Над Крымом средства ПВО сбили украинский реактивный беспилотник - Крымское информационное агентство Около 21:30 пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку по объектам на территории Российской Федерации c применением реактивного БПЛА самолетного типа.
Крымское информационное агентство
Женщину, готовившую теракт на железной дороге, задержали в Симферополе – ФСБ - КрымИнформ Женщина, подозреваемая в подготовке террористического акта на железной дороге по заданию украинских спецслужб, задержана в Симферополе, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ.
КрымИнформ
По состоянию на 18.03.2024г. новой коронавирусной инфекцией на территории Республики Крым зарегистрировано   за истекшую неделю 186 случаев, что на 60 % выше чем на предыдущей неделе.
Роспотребнадзор по Республике Крым