Плюмбум в стакане: как делают правильный хрусталь

Фото: gazetacrimea.ru
«Крымская газета» продолжает рубрику «Открой Россию», в которой знакомит крымчан с жизнью в регионах страны. Сегодня мы предлагаем материал нашего партнёра – газеты «Владимирские ведомости» о работе старейшего отечественного хрустального завода в городе Гусь-Хрустальном – стекольной столице России. Бригада выдувальщиков. Фото: Наталья Ларина


Хорошая новость: гонения на хрусталь закончились. Когда-то Его сиятельство скоропалительно объявили безвкусным наследием советских сервантов, а теперь хрусталь – яркая звезда модного интерьера и сервировки.


Город в городе

У проходной Гусевского хрустального завода нас встречает Галина Власова – наш проводник в мир сверкающих алмазных граней, замысловатых форм и хрупкой роскоши. Галина Михайловна местная, гусевская, вся её профессиональная жизнь, как и многих горожан, связана с заводом. Начинала у станка, потом получила специальность технолога – училась в вузе без отрыва от производства, а последние несколько лет Власова и экскурсовод, и летописец, и хранитель музейных фондов. С лёгкой грустью она вспоминает, что когда-то градообразующее предприятие имело в штате 6000 рабочих. Работать на заводе было престижно и выгодно, традиции блюли, новаторство поддерживали.

– А сейчас?

– Да и сейчас есть чем похвастаться, – патриотично заявляет Галина Михайловна и ведёт нас... в магазин.

Торговая точка при ГХЗ – небольшое помещение, а ассортимент достоин масштабных выставочных залов. На витринах – изобилие, разнообразие форм и цветов: вот сапфировая ваза, вот красный бокал, тут чёрно-белый графин и зелёные рюмки-лафитники. Однако цены «кусачие»: красиво, но дорого.

– Эта работа не может стоить дешёво, – уверяет Власова. – Вы сейчас сами увидите, какой это тяжёлый труд – на каждом этапе производства. Практически каждое изделие – эксклюзив, ручная работа. И специалисты у нас уникальные.

Один из таких уникальных специалистов – гравёр Максим Морозов. Недавно он стал дипломантом Всероссийской выставки-ярмарки народных художественных промыслов «ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия-2018».

На завод пришёл подмастерьем – вырос в мастера. «Келья» Максима заставлена, развернуться негде: в ящиках в ожидании чуда томятся бутыли и вазы. На каждую гравёр нанесёт тончайший рисунок, и всё – ручками-ручками.


Закладка по «рецепту»

Переходы, лестницы, коридоры... И вот мы у «мартеновских печей». Галина Михайловна была права: изготовление хрустальной красоты – работа архисложная, тяжёлая.

На возвышении-полукружье бурлят печи, поигрывая апельсиновым пламенем. В печных горшках варится стекломасса – основа будущих шедевров.

Сварить хрусталь – как сотворить авторское блюдо. Ингредиенты: смесь песка, поташа и свинца – закладываются в горшок с вечера и строго по «рецепту».

Правильный хрусталь, а именно такой производит Гусевской хрустальный завод, содержит 24% оксида свинца. От плюмбума (свинец по латыни Plumbum; в таблице Менделеева обозначается символом Pb. – Авт.) зависит чистота хрусталя, его звучание и вес: тяжесть элитарной посуде придаёт именно свинец.

Жар ощущается даже у подножия печей. Наверху и вовсе с непривычки невыносимо. Хрустальную основу варят при очень высокой температуре – 1450 градусов, а придают форму при 1200 градусах.


Жаростойкие выдувальщики

Возле печей сегодня работает бригада Евгения Гусева. Суеты нет, но всё происходит очень быстро. Работает команда, как отлаженный механизм. Из жерла стекломассу достают длинной трубкой. Отточенными движениями переносят к форме, постоянно переворачивают, подкручивают, чтобы стекломасса не утекла и раньше времени не остыла.

На одном конце трубки – медовая капля, на другом – резиновая груша, которой подают внутрь капли воздуха. Но если нужно раздуть хрусталь до больших размеров, груши не хватит, и тогда (так было и сто лет назад, и двести) рабочий использует силу своих лёгких. Вот и сейчас на наших глазах молодой крепкий мужчина – помощник бригадира Владимир Катков набирает полную грудь горячего воздуха и через трубку-самодувку отправляет его в сердце будущего хрустального произведения.

В новейшей истории завод сделал ставку на яркость – однотонные цветные изделия или изделия с цветным накладом. В производстве они сложнее, но результат стоит усилий. Мастер опускает бесцветную каплю хрусталя в центробежку, где уже замешан цвет. Ярко и быстро два слоя соединяются: цветной наклад обволакивает бесцвет. Позже наклад украсят рисунком – прорежут грани, сквозь которые засияет прозрачный хрусталь.

Сочетание цветов – самое разное. При нас в горшках варили бирюзу, кобальт (он даёт глубокий синий цвет), бесцвет и хрусталь популярного медового оттенка. Для каждого цвета используют особые элементы-красители: селен – для красного, марганец – для фиолетового, медь – для зелёного. Богатую цветовую гамму дают эрбий и неодим: от розового до сиреневого.

Варка хрусталя в печи
Колпак сними, стакан охлади

После того как нужная форма придана, изделие помещают в печь отжига для снятия внутреннего напряжения от высокой температуры и резкого охлаждения. Иначе бокал или ваза разлетятся на мелкие кусочки. Остывать «большой» хрусталь будет долго: крупные формы проведут в печи сутки. Мелкие изделия достаточно на пару часов отправить в лер (для обывателей это устройство выглядит как закрытая коробом лента-транспортёр). Внутри лера установлены газовые горелки, которые регулируют температуру, постепенно снижая её до 40-50 градусов.

Для начала стаканы избавят от колпаков – верхней части изделия, где была стеклодувная трубка. Для этого стакан помещают на вращающуюся подставку к пламени газовой горелки. После среза изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки, достаточна ли толщина у стекла. Всё в порядке? Тогда милости просим на алмазный участок, за бриллиантовыми гранями к мастерам-шлифовщикам.


Глаз-алмаз

На алмазном участке вазы, графины, бокалы обретают привычный для нас вид. Здесь рождается знаменитая мальцовская, или, как ещё её называют, гусевская грань, заставляющая свет играть, цвет блистать, а поклонника хрусталя замирать от восторга. Некоторые рождённые на гусевском заводе узоры стали эталоном стеклоделия. Кольца, ромбы, восьмигранники, пирамиды со срезанной верхушкой и рассечённые крестом...

На алмазном участке шумно – работают установленные в ряд станки шлифовщиков. На первый взгляд – конвейер, на самом деле – индивидуальный подход к каждому изделию. Работа шлифовщика тонкая, тут глаз-алмаз нужен: линии должны лечь ровно, не испортить рисунка. Кстати, все работники алмазного участка ГХЗ имеют высший, шестой разряд – любую операцию могут сделать от начала до конца. Народ опытный!

Но прежде чем приступить к резьбе по хрусталю, надо на чугунной шайбе обработать острые после срезки колпака края изделия, а потом нанести разметку рисунка. Сегодня на разметке работает шлифовщица Елена Масальская. Белым маркером Елена наносит орнамент на вазу-корзинку и передаёт её мастеру.

Жужжит алмазный круг, режет хрусталь, в умелых руках шлифовщика вертится ваза, постепенно покрываясь замысловатым узором. Михаил Еремеев на гусевском заводе работает сорок лет. Сколько хрустальной красоты прошло через его станок – подсчитать невозможно, но интерес к работе не потерян. Сейчас, говорит, ещё интереснее стало: помимо изделий, выполненных в традиционном мальцовском стиле, ГХЗ выпускает современные – с учётом новых тенденций и спроса.

– С нашими художниками не заскучаешь, – смеётся Михаил. – Все-гда что-нибудь новенькое придумают! Был заказ на хрустальные ракеты, парусник – сложно, но интересно. Сейчас вот делаю вазу, которую придумала наша молодая художница Березина. У молодёжи своё видение, позволяющее заводу идти в ногу со временем.


Последний штрих

Чтобы грань стала прозрачной, нужна химобработка. В цехе химической полировки посуду в кассете опускают в ванну с кислотой – она разъедает и полирует стекло. Затем изделие возвращается на шлифовальный участок, где его моют водой и при необходимости наносят уже матовые грани.

Когда все этапы пройдены, продукция подвергается строгому контролю. На торговые прилавки попадет только лучшее, проверенное отделом качества. Начальник ОТК Ирина Глебова знает толк в хрустале: заметит даже незначительные дефекты, безжалостно отправляет хрусталь на переплавку или на доведение до ума мастерам-алмазчикам.

– Мы должны поддерживать репутацию, блюсти бренд, – говорит Ирина Николаевна. – Все знают, что гусевской хрусталь – это качество, это красота, традиции и безопасность. Недаром же мошенники, торгующие простым стеклом, пытаются выдать свой товар за наши изделия. Но простое стекло так блестеть не будет, не заиграет, не зазвучит. Да и вес, например, салатника или графина подскажет покупателю, хрусталь он держит в руках или стеклянную подделку.

Каждое изделие ГХЗ снабжают логотипом-наклейкой, упаковывают в фирменные коробки и отправляют в магазины. Особо интересные образцы хрустального искусства, копии авторских заказных работ останутся на заводе.

Интересно было бы заглянуть в этот музей хрусталя на производстве... Наш провожатый Галина Михайловна любезно соглашается показать журналистам «ВВ» образцовую.


Это просто праздник какой-то!

В образцовой – образцовый порядок, а собранная коллекция, пожалуй, составит конкуренцию Музею хрусталя. Впрочем, это и есть настоящий музей.

Образцовые кладовые были созданы в 1835 году специальным царским указом, чтобы стать школой для мастеров. За два с половиной века Гусевской завод скопил несметные хрустальные сокровища. Достаточно напомнить, что в 1981 году он передал в фонды Владимиро-Суздальского музея-заповедника около 6500 изделий, которые хранились в кладовой.

Но и сегодня коллекция ГХЗ поражает роскошью и разнообразием экспонатов. В образцовой собраны авторские композиции из цветного хрусталя на отвлечённые темы. Здесь же – выполненные по эскизам художников штофы, графины, фужеры, рюмки, запущенные в массовое производство и снискавшие популярность у покупателей. На почётном месте – заказные сувениры для корпораций, федераций и випов. Знаменитую хрустальную сову для знатоков «Что? Где? Когда?» изготавливали, кстати, тоже в Гусе.

Побывать в образцовой Гусевского завода – это как окунуться в сказочное зазеркалье, перешагнуть черту между реальностью и фантазией. Реальность, впрочем, такова: гусевской хрусталь – это наше национальное достояние.

Андрей Новохатько
 
По теме
Площадь пожара около 300 метров - Комсомольская правда Пока горит подстилка, но из-за сильного ветра огонь может быстро перекинуться на лес Степан ОСТИНОВ В горах недалеко от Ялты вновь пожар – горит лесная подстилка.
16.08.2018
 
 
Специалисты выясняют причины массовой гибели найденных на азовском побережье Крыма осетров и дельфинов - Первый Крымский Специалисты выясняют причину гибели более 60 особей молоди осетровых и двух дельфинов, которые были обнаружены пограничниками на крымском побережье Азовского моря.
16.08.2018
В Ялте снова горит лес - Южная Газета Фото Евгений Мельников Сегодня в 15.20 минут поступило сообщение о загорании лесной подстилки в урочище Уч-Кош недалеко от предыдущего места пожара.
16.08.2018
 
Ялта о создании Горячей линии - Роспотребнадзор по Республике Крым   Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю информирует:
16.08.2018
Крымчанина осудили за хранение оружия - Крымская правда Раздольненский районный суд вынесен приговор в отношении крымчанина, который хранил в своем доме оружие и боеприпасы, сообщает пресс-служба МВД по Крыму.
16.08.2018 Крымская правда
В поселке Новый Свет потерялись два ребенка - Крымская правда На пульт крымских спасателей поступило сообщение о том, что в п. Новый Свет, в районе «Можжевеловой рощи», во время прогулки с родителями, потерялись два несовершеннолетних ребенка, сообщает пресс-служба МЧС по Крыму.
16.08.2018 Крымская правда
Ленинский районный суд Севастополя приговорил трех жителей Крыма к разным срокам лишения свободы за разбой и грабеж, сообщает пресс-служба прокуратуры города-героя.
16.08.2018 Крымская правда
Фото: пресс-служба МЧС по Крыму На оперативный пульт спасателей поступило сообщение о том, что на автодороге «Ленино-Мысовое», около с. Семеновка, в процессе движения произошло загорание транспортного средства,
16.08.2018 Крымская правда
Фестиваль тюркской культуры пройдёт в Евпатории - Крымская правда Фото: пресс-служба администрации Евпатории 17 августа в Евпатории состоится XV Республиканский фестиваль крымскотатарской и тюркской культур «Гезлев къапусы», сообщает пресс-служба администрации Евпатории.
15.08.2018 Крымская правда
Кто выступит на  Koktebel Jazz Party в этом году? - Газета Крымская газета Зрители XVI международного джазового фестиваля Koktebel Jazz Party увидят выступления около 20 коллективов, представленных исполнителями из США, Великобритании, Индии, Китая, Армении и других стран.
15.08.2018 Газета Крымская газета
Фестиваль откроет Дмитрий Харатьян. Герои культового фильма поднимут символический флаг Евпаторийского открытого фестиваля детского и семейного кино, который будет радовать горожан и гостей города с 1 по 6 сентября.
15.08.2018 Крымская правда
В Доме-музее А. П. Чехова в Ялте сегодня, 16 августа, состоится творческий вечер известной ирландской певицы Аманды Нери.
16.08.2018 Крымская правда
Фиаско московского «Спартака» - Крымская правда Единственный спартаковец, которому нельзя предъявить претензии по ответному матчу с ПАОК, - юный вратарь Александр Максименко, которого вы видите на снимке.
16.08.2018 Крымская правда
Второй тур подряд лучшим вратарём тура признаётся голкипер «Оренбурга» Евгений Фролов, который на снимке демонстрирует очередной блестящий сэйф.
15.08.2018 Крымская правда
Площадь пожара около 300 метров - Комсомольская правда Пока горит подстилка, но из-за сильного ветра огонь может быстро перекинуться на лес Степан ОСТИНОВ В горах недалеко от Ялты вновь пожар – горит лесная подстилка.
16.08.2018 Комсомольская правда
Пока горит подстилка, но из-за сильного ветра огонь может быстро перекинуться на лес Степан ОСТИНОВ В горах недалеко от Ялты вновь пожар – горит лесная подстилка.
16.08.2018 Комсомольская правда
16 августа заместитель главы администрации Анжела Николаенко, курирующая сферу культуры, посетила Музей истории города для ознакомления с ходом ремонта.
16.08.2018 Администрация города Симферополя