Престольный праздник в сургутском храме в честь святителя Луки встретили с новой иконойТашкент, Архангельск, Сибирь, Тамбов… В этих местах ссылок в годы воинствующего атеизма претерпел страдания наш выдающийся земляк — святитель Лука — Валентин Войно-Ясенецкий, гениальный врач и архипастырь с огромной силой воли, не избежавший сталинских репрессий и ставший лауреатом Сталинской премии за научные медицинские труды. В его честь по всей России построены храмы. В одном из них — в Сургуте — престольный праздник 11 июня встретили с новой иконой «Святитель Лука с житием». Написала ее московская художница Татьяна Иванова. А освятили икону в симферопольском Свято-Троицком женском монастыре.
С Татьяной Ивановой я познакомилась в 2011 году на выставке ее работ в Симферопольском художественном музее. В творческом арсенале мастера — множество выставок — российских и зарубежных, а в родном городе (родилась и выросла в Симферополе) свои полотна выставляла впервые. Картины подбирала таким образом, чтобы наиболее полно представить свое дарование. До сих пор вспоминаю роскошный букет сирени, как будто только что срезанной с куста. Голубей, доверчиво приземлившихся на подоконнике московской квартиры, где их прикармливала хозяйка. Поразила манера письма художницы: птицы были как живые, сирень — тоже. А урбанистические пейзажи Москвы с множеством детально прописанных нюансов, передающих стремительную жизнь мегаполиса, и работы с философским подтекстом заставляли размышлять. Отдельно на мольберте стоял портрет святителя Луки, написанный с большой любовью. Тогда у меня не было сомнений — Татьяне подвластно многое, но что она талантливый, думающий иконописец, даже не могла представить. Ведь создание житийных икон требует от автора большого мастерства: владения навыками как монументального, так и миниатюрного письма, композиционного и живописного мышления, а также глубокого знания материала.
О святителе Луке автор узнала в раннем детстве: подруга бабушки много общалась с ним лично и рассказывала, каким удивительным человеком он был. Когда же маленькую Таню привели в небольшую часовню, на втором этаже которой жил архипастырь, у впечатлительной девочки было ощущение, что ей все здесь знакомо. С интересом рассматривала небольшую домовую церковь Благовещения, где он усердно молился за всех. «Мне казалось, я попала в необъяснимый, сказочный мир. Может быть, тогда и установилась незримая связь между мною и святителем», — признается Татьяна. — Когда выросла и стала художником, мечтала написать портрет архипастыря. Но получился он у меня только тогда, когда я осознанно пришла к вере, стала воцерквленной прихожанкой. Первый портрет представила на выставке в Художественном музее. Мне было очень важно мнение симферопольцев, ведь до сих пор еще живы люди, которые с ним общались. Потом было несколько небольших портретов. А к 140-летию со дня рождения святителя написала еще один. Он отличается от первого. И не только потому, что написан с другой фотографии. С годами, общаясь с внучкой архиепископа Майей Дмитриевной Прозоровской — Маечкой, как я ее с любовью называю, лучше узнавала его. Естественно, менялся мой «внутренний» взгляд, что и передала на холсте».
Гляжу на портрет. Такое ощущение, что святитель — рядом, смотрит на меня добрыми глазами, «не отпускает»… Хочется поговорить с ним, поделиться невзгодами. Но верующие, конечно же, молитвенно просят о помощи, стоя у образа святого.
У Татьяны Ивановой достаточный опыт создания образов, основанный на лучших православных традициях иконописи. Икону святителя Луки с житием она писала два года.
— Издревле к мастерам предъявляли высокие требования: неискусно выполненные иконы не допускали в церковь. Штампованные «клише», попадающиеся в некоторых храмах, трудно отнести к произведениям религиозного искусства, идентифицировать с тем или иным святым: меняются только надписи на образах. Мне никогда не хотелось быть обычным копировщиком. Мой принцип — соблюдая традиции, давать свободу творческому духу. Ориентируюсь на чудотворные иконы, в числе которых «Троица» Андрея Рублева, Владимирская икона Божией Матери, светоносные иконы Дионисия. Получив благословение митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря и митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, в 2014 году приступила к работе. Шла она тяжело, несмотря на то, что о жизни и страданиях святителя я все знала: постоянно обсуждала с Маечкой, консультировалась с биографами, священниками и музейными работниками. Беседовала с очевидцами событий, обращалась к архивам. И все для того, чтобы попытаться постичь светлый образ архипастыря. В процессе подготовки сделала много эскизов. В конце концов все сложилось, — рассказывает Татьяна.
Т. Иванова вручает икону митрополиту Арголидскому НектариюСвятителя в торжественном облачении (точная копия его прижизненного облачения) автор поместила в центре иконы, а по периметру — клейма (изобразительные сюжеты), повествующие о земном пути с момента вхождения в храм до прославления. Интересно, на одном из клейм — «Избрание пути» — Татьяна Иванова изобразила юного Валентина Войно-Ясенецкого за мольбертом. Она считает, именно через искусство он пришел к Богу. «…Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — писал святитель Лука. Следующий сюжет — «Первый призыв Господа» — о том, что одаренный юноша, внимая божественному призыву исцелять людей духовно и телесно, отказывается от блистательной карьеры живописца. Все это автор изобразила образно: о призвании и даровании благодати божией святителю сообщают два ангела. Тот, что слева, держит хартию с надписью: «Аксиос. Достоин. Исцеляй больных. Паси агнцы Моя». Ангел справа держит Евангелие — слово, проповедуемое при жизни Иисусом Христом. И на хартии, и на Евангелии изображены два креста — православный и медицинский, символизирующие призвание архипастыря. Неслучайно они красного цвета: в русской иконе красный крест — символ мученичества, возрождения, царского достоинства. Именно этот сюжет автор считает главным, так как он открывает сущность земной жизни святителя. О ключевом моменте рассказывает клеймо «Беседа. Рукоположение». Далее — постриг в монахи, служение в миру: операции, преподавание, церковная деятельность, занятия живописью — роспись храмов, иконопись, занятия наукой, ссылки, пытки... Каждое клеймо понятно и замысловато одновременно — без комментариев автора не обойтись. «Рассказывая о работе хирурга в годы Великой Отечественной войны, я изобразила святителя за операционным столом. Над ним велум — символическая лента, переходящая в георгиевскую ленту. Это военный символ. На стене — икона Казанской Божией Матери, которая помогала стране в годы лихолетья», — поясняет Татьяна.
С большим интересом будут «читать» клейма крымчане. Наверняка узнают его дом на ул. Госпитальной (ныне ул. Курчатова), живших с ним племянницу с дочерью. Во время перенесения мощей святителя Луки узнается протоиерей Василий Марущак (он изображен в светлом облачении) — один из главных крымских биографов архиепископа. У Свято-Троицкого женского монастыря торжественное перенесение мощей встречает владыка Лазарь — митрополит Симферопольский и Крымский. Символично, его, студента Одесской духовной семинарии, благословил на служение святитель Лука. У серебряной раки с чудотворными исцеляющими мощами стоит священник, в котором нетрудно узнать митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса). В Греции это главный биограф святителя.
Икону торжественно освятили в Симферополе, в Свято-Троицком женском монастыре, после чего доставили в Сургут. Написать образ святителя попросили благотворители Анатолий Кот и Юрий Важенин. Следующий подарок прихожанам от них — брошюра с подробными пояснениями сюжетов иконы, цитатами из трудов и писем архипастыря, акафистом святителю Луке. «Храм во имя святителя Луки в Сургуте, на территории городской травматологической больницы, поднимали, как говорится, всем миром: горожане несколько лет собирали на это деньги. Когда возводили крест на купол (это было в пасмурном феврале), на небе появилась радуга. Потрясающее зрелище», — рассказал Анатолий Кот. Теперь в храме достойное место нашла и икона с житием святителя Луки. Так, уже в иной ипостаси гениальный хирург, любимый архипастырь вернулся в места, где претерпел страдания, где его помнят и почитают. А тем, кто пришел молить святителя о помощи, но не знает о его жизни, все расскажут клейма, детально и достоверно выписанные Татьяной Ивановой.
Елена ШАСТУН