Памятник А. Ханжонкову в ЯлтеРежиссёр, продюсер, сценарист, предприниматель, один из создателей российского кинематографа Александр Ханжонков родился 8 августа 1877 года в деревне Ханжонковке под Донецком.
Отец был казачьим офицером, по его стопам пошёл и сын: окончил в 1896 году Новочеркасское казачье юнкерское училище и в чине подхорунжего был принят в Донской 1-й казачий полк, расквартированный в Москве. В его составе в 1904—1905 годах участвовал в Русско-японской войне. Позже (по состоянию здоровья) уволился в запас.
А. ХанжонковВ 1906 году в качестве представителя французской фирмы братьев Пате открыл в Москве «Торговый дом Александра Ханжонкова», который стал первым в России предприятием по прокату и продаже зарубежных фильмов. А вскоре пришёл к смелой мысли: можно и нужно создавать свои, отечественные кинокартины! Спустя три года на экраны один за другим выходят фильмы — экранизации русской классики, картины по мотивам народных сказок, песен и романсов. Стали популярными художественные ленты «Драма в таборе подмосковных цыган», «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие.
С 1910 года компания Ханжонкова начала выпускать «Вестник кинематографии», через несколько лет стали выходить журналы «Синема» и «Пегас», знакомившие общественность России с новинками отечественного кинопроката и привлекавшие в залы всё больше зрителей. В Москве у Ханжонкова был свой кинотеатр, сохранившийся до наших дней.
Молодые казачьи офицеры Войска Донского (крайний слева — А. Ханжонков)В Россию намеревались приехать кинематографисты из Англии и Франции, чтобы, в частности, в Крыму, снять художественный фильм о Восточной кампании 1853—1856 годов, в которой англичане и французы считали себя победителями. Однако император Николай Второй, понимая, какой направленности будет эта лента, предпочёл, чтобы над картиной о Крымской войне поработала отечественная кинокомпания: ответственный государственный заказ получил Александр Ханжонков. Съёмки шли в Севастополе, в местах боёв. Были ещё живы их участники. Режиссёр Василий Гончаров с документальной точностью воссоздавал не только эпизоды сражений, но и образы героев, в том числе простых защитников города. Работа была завершена в 1911 году.
Первым зрителем полнометражного документально-игрового фильма «Оборона Севастополя» стал Николай II, посмотревший его в Ливадийском дворце. Кинолента произвела на главу государства огромное впечатление, и император с чувством благодарности подарил Александру Ханжонкову золотой перстень.
Спустя год вышел в прокат первый в мире мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», снятый в технике объёмной анимации. А. Ханжонков сам написал сценарий.
Заставка к фильмамКинокомпанию Александра Ханжонкова признали бесспорным лидером российского кинопроизводства. Был создан Научный отдел для съёмок образовательных, видовых и этнографических фильмов с участием консультантов из числа ведущих специалистов. Наиболее востребованными были ленты по сельскому хозяйству, медицине, географии, ботанике и зоологии.
Во время бурных революционных событий 1917 года Ханжонков с большей частью сотрудников компании переезжает в Крым и организует полноценное кинопроизводство. Однако в ноябре 1920 года, после разгрома Белой армии, эмигрирует в Константинополь, а потом переезжает в Милан и Вену. С 1922 года начинает работать над созданием звуковых фильмов, но из-за недостатка финансовых средств эксперименты пришлось прекратить.
В 1923 году представители акционерного общества «Русфильм» предложили Ханжонкову вернуться на родину. Обладавший большим опытом кинематографист стал консультантом «Госкино». Но в 1926 году (вследствие необоснованного обвинения) получил запрет на работу и был лишён политических прав. Моральное состояние А. Ханжонкова резко ухудшилось, это сказалось на его здоровье. Через три года он, по сути, без средств к существованию, переехал в Ялту. Но и здесь не смог приступить к любимому делу. Александр Ханжонков пишет письмо министру кинематографии СССР: «Моё положение и в моральном, и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться с просьбой помочь мне найти выход из такового. Прошу поддержать мой труд и помочь войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным её членом». Мастера реабилитировали. Ему была назначена персональная пенсия.
Киноателье в Ялте. 1918—1919 гг.Однако тяжёлая болезнь приковала режиссёра к коляске. Оставалось одно — писать мемуары. Часть их была опубликована в 1937 году в книге «Первые годы русской кинематографии».
В Ялте Ханжонкову пришлось пережить тяжелейшие годы фашистской оккупации. Он ушёл из жизни 26 сентября 1945 года. Похоронен на мемориальном Поликуровском кладбище.
В 2011 году, в дни XII Международного телекинофорума «Вместе», в Ялте, на углу Пушкинского бульвара и Боткинской улицы был открыт памятник Александру Ханжонкову. Московские скульпторы Геннадий и Фёдор (отец и сын) Паршины изобразили киномастера в минуту отдыха сидящим на скамье. Под правой рукой — кинокамера, а в левой — бобина с отснятой кинолентой. Памятник находится в ста метрах от административного здания киностудии «Ялтафильм», созданной Александром Ханжонковым сто лет назад.
Инна КОЗЕЕВА