Город, объединивший двух художников

Севастопольский художественный  музей им. М. Крошицкого
В. Бернадский. «Портрет М. Крошицкого»
М. Крошицкий. «Гурзуф»
И. Айвазовский. «Русская эскадра  на Севастопольском рейде»
И. Крамской. «Портрет  И. Айвазовского»
И. Айвазовский. «Вид Босфора»
Фото: new.crimiz.ru

Севастопольский художественный музей им. М. КрошицкогоМногие знают, что Севастопольский художественный музей носит имя Михаила Крошицкого, но редко вспоминают о нём самом. В этом году исполнилось 45 лет со дня смерти человека, преданно служившего искусству и родному городу.

Михаил Крошицкий (1894—1972 гг.) за свои 78 лет успел сделать многое. С 1915-го по 1918 год был вольнослушателем Высшего училища императорской академии художеств, учился у В. Маковского. Занимался живописью, участвовал в выставках, преподавал. С музеями его жизнь связана с 1927 года. Поначалу два года проработал в Севастопольской картинной галерее, затем его перевели в Алупкинский дворец-музей. В 1934-м уехал в Воронеж, но спустя пять лет вернулся в Крым и возглавил уже знакомую ему Севастопольскую картинную галерею. Во время Великой Отечественной войны благодаря настойчивости Михаила Павловича наиболее ценная часть коллекции была эвакуирована из осаждённого Севастополя. Больше года он неустанно заботился о передвижении и сохранении бесценного груза на суровых дорогах войны. Остаётся лишь удивляться, как перевёз свыше 1200 экспонатов через Чёрное и Каспийское моря, города Кавказа, Средней Азии, Алтая, Сибири… Да и путь домой был не менее сложный.

В. Бернадский. «Портрет М. Крошицкого»В июне 1945 года коллекция вернулась на полуостров, но Севастополь был полностью разрушен. Не уцелело и здание галереи. Все ценности разместили в Симферополе.

М. Крошицкий. «Гурзуф»Шли годы, город русской славы поднимался из руин, а Михаил Крошицкий делал всё возможное, чтобы картинная галерея вновь открылась. На это ушло 10 лет. Тем не менее всё вернулось на круги своя, а в ноябре 1991 года музею было присвоено имя М. П. Крошицкого.

В собрании Севастопольского художественного музея хранятся семь живописных и два графических произведения Ивана Айвазовского, 200-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.

Как известно, по окончании Петербургской академии художеств И. Айвазовский был приписан к Черноморскому флоту, поэтому часто бывал в Севастополе, участвовал в десантных операциях. Художник дружил с адмиралами В. Корниловым, М. Лазаревым, П. Нахимовым, В. Истоминым, по заказу Главного морского штаба создал серию батальных полотен, прославляющих героизм моряков русского флота.

И. Айвазовский. «Русская эскадра на Севастопольском рейде»Вот что вспоминает И. Айвазовский: «Когда я писал виды морских сражений, мне давались всевозможные пособия от Адмиралтейства — чертежи кораблей, рисунки, оснастка судов, вооружение и т. д. Для предоставления мне возможности видеть полёт ядра рикошетом по водной поверхности при мне в Кронштадте были произведены несколько выстрелов боевыми зарядами. Для ближайшего ознакомления с движениями военных кораблей во время морских сражений я присутствовал на манёврах в Финском заливе».

Стоит ли удивляться, что, когда весной 1846 года И. Айвазовский устроил в Феодосии юбилейную выставку, в этот город из Севастополя прибыли пять военных кораблей Черноморской эскадры во главе с линкором «Двенадцать апостолов» под командованием В. Корнилова. Эскадра, став на рейд, салютовала юбиляру орудийными залпами. Особый отклик в душе художника нашли события Крымской войны.

И. Крамской. «Портрет И. Айвазовского»Он несколько раз выезжал  в Севастополь, делал зарисовки, писал акварели. В конце мая 1854 года здесь открылась его выставка, имевшая большой успех в охваченном войной городе. Приходили как севастопольцы, так и солдаты с матросами, офицеры. Сам автор тихо прохаживался среди гостей, прислушивался к разговорам и критике, внося в свои работы соответствующие коррективы. Его феодосийский дом был своеобразным художественным центром полуострова. Вполне естественно, что здесь в частных коллекциях оказалось большое количество произведений мариниста, которые после национализации 1920-х годов были переданы в крымские музеи.

Среди представленного в Севастополе мы видим мирный период с лунными дорожками на водной глади. Как известно, художник много путешествовал, бывал в Стамбуле (Константинополе), участвовал в средиземноморской географической экспедиции к берегам Турции и Малой Азии под руководством известного русского географа и мореплавателя Ф. Литке. Вернувшись домой, написал большое количество работ, в том числе «Константинополь при луне», представленную в музее им. М. Крошицкого.

И. Айвазовский. «Вид Босфора»Как рассказала искусствовед Л. Смирнова, после завершения Крымской войны в 1856 году по пути из Франции И. Айвазовский вновь посетил «этот сказочный город», написав впоследствии «Вид Босфора» (1864 г.). Живописец мастерски изобразил изящные силуэты минаретов и дворцов, выделяющиеся на фоне золотистого неба. Среди богатейшего наследия выдающегося мастера много уголков Южного берега Крыма. В 1861 году художник получил царский заказ на создание картин с южнобережными мотивами для украшения дворцов, построенных в Ливадии. В одном из кабинетов большого Белого дворца до 1920-х годов находилась работа «Крымский вид» (1861 г.). Именно в это время живописец увлекается эффектами освещения. Он изобразил Ялту в вечерний предзакатный час. В залах музея также можно увидеть «Лунную ночь» («Разбитый корабль») (1871 г.), «Лунную ночь на море» и «Море, освещённое восходящей луной» (1852 г.).

Для нас И. Айвазовский прежде всего живописец, но он много и «цепко» писал с натуры. Виртуозное мастерство рисовальщика подтверждают две графические работы из севастопольского собрания — «Корабль и море» (1893 г.) и «Морской вид» (1885 г.). Иван Константинович был одним из первых художников, познакомивших мир с Крымом, воспев его красоту на своих полотнах.

Вот так неожиданно наш полуостров, Севастополь и художественный музей этого города объединили двух совершенно разных мастеров и энтузиастов — М. Крошицкого и И. Айвазовского, у которых были величайшее чувство долга перед Родиной и беззаветная любовь к искусству.

Светлана ЕФРЕМОВА

 
По теме
2017 год – год 200-летия всемирно известного русского художника-мариниста, баталиста, коллекционера и мецената, почетного гражданина города Феодосии – Ивана Константиновича Айвазовского.
Под Судаком заблудилась группа туристов - Крымское информационное агентство В службу спасения позвонили и сообщили, что в районе села Солнечная Долина (Судак) группа туристов вышла на прогулку и заблудились.
Крымское информационное агентство
В Керчи и Ленинском районе обезвредили 13 боеприпасов - Крымское информационное агентство В восточной части Крыма пиротехники Специального морского отряда Главного управления МЧС России по Республике Крым обезвредили взрывоопасные предметы времён Великой Отечественной войны.
Крымское информационное агентство