Владимир Бобков: «Если вернём в школы воспитание вместо оказания услуг — это будет победа»

Проект «Политическая гостиная «Крымских известий» продолжается. На этот раз в гостях у известинцев побывал представитель плеяды молодых политиков — Владимир Бобков, возглавляющий Комитет Государственного Совета РК по образованию, науке, молодёжной политике и спорту. Отрасли, которые он курирует, хоть и являются старыми как мир, но в какой-то мере тоже претендуют на звание молодых — по крайней мере в крымских реалиях. В считанные сроки перейдя на российские стандарты и образовательные программы, мы оказались в самом начале нового пути с его неизбежными осечками, трудностями и, конечно, победами. В общем, тем для беседы нашлось немало, и гость редакции вместе с журналистами рассуждал, какие вызовы стоят перед крымским образованием, в каком направлении мы движемся и с чем столкнёмся в ближайшие годы.

— Недавно в Крым приезжал московский профессор, известный достоевед Игорь Волгин. Встречаясь с нашей интеллигенцией, столичный гость высказал удивительное мнение: мы слишком большие надежды связываем с образованием. Множество людей, не державших в руках книг Толстого, Достоевского и Пушкина, тем не менее стали вполне приличными членами общества. И, наоборот, чтение Альбера Камю или Джеймса Джойса может прекрасно уживаться с самыми низменными пороками. Как вы полагаете, действительно ли образование — такая важная вещь?

— Прежде всего надо понимать, что современный Крым — образовательная провинция со свойственным ей консерватизмом. Нам, провинциалам, подобные прогрессивные высказывания режут слух. Довелось побывать в этом году на Питерском экономическом форуме. Некоторые из дискуссий на панелях меня действительно шокировали. К примеру, представитель фирмы, лидирующей в IT-технологиях, доказывал: им нужны специалисты, разбирающиеся в конкретных, важных для компании вопросах, а не обладатели дипломов, знакомые с творчеством Камю. Труд людей, чьи головы не засорены лишней информацией, высоко оценивается. Для меня как представителя провинции этот якобы лишний фундамент — цивилизационный, мировоззренческий, образовательный — важен, и я автоматически считаю его важным для всех, кто учится сегодня. Конечно, вряд ли меня как личность формировал Толстой — будем откровенны, в школьные годы я не понимал и половины того, что хотел донести автор устами Безухова или Болконского, как и не осознавал, например, мотивов Раскольникова. Но именно школьное знакомство с классиками побудило обратиться к этим книгам в более зрелом возрасте и найти ответы на многие вопросы. Между тем мы не можем игнорировать эти изменения и обязаны реагировать на новые вызовы, запросы общества. Нужно вводить новшества, но не путём полного уничтожения основ.

— Крымская сфера образования претерпела существенные изменения. Мы перешли на российские программы и стандарты. К лучшему ли перемены? Всё ли было так плохо, или что-то из прошлого периода стоит сохранить и приумножить?

В условиях резких перемен мы убедили себя, в том числе с подачи федеральных СМИ, что наша главная беда — несовершенная, мягко говоря, материально-техническая база. И её улучшение — ключевая задача, панацея от всех бед. Да, инфраструктура действительно была доведена до плачевного состояния, и у нас получается, хоть и не без скрипа, выводить её на новый уровень. Но за этим процессом начали забывать, что самое сложное — совсем не это. Любая стройка — два года, а вот подготовить кадры, систему, способную использовать достижения технического прогресса, — вопрос как минимум поколения. Независимо от финансирования его не решить быстро, ведь только обучение студента в вузе занимает пять лет, а его ещё нужно убедить работать по специальности. Сегодня главный вызов именно в этом, и он будет звучать всё более остро. Что касается образовательных программ, прежде всего изменению подвергаются так называемые мировоззренческие предметы. Их первым делом трансформировали, когда уходили от царской России к Советской власти, они же были искажены при Украине, особенно в части истории. Поэтому три года назад нужно было кардинально менять программы, причём максимально быстро. А вот точные и естественные науки были на неплохом уровне и раньше. На самом деле важно другое. Именно в новых реалиях мы начали говорить о воспитании в школе, а выражение «образовательные услуги» стало фактически ругательным. Услуга — это приоткрыть дверь перед человеком с пакетами в руках. Оказали — и забыли, и не несём никакой ответственности за то, что ждёт его за дверью. Школа же закладывает фундамент, с которым человек пойдёт по жизни. Программы отточим, возьмём лучшее, отбросим лишнее. Вот если сможем вернуть в школы воспитание — это будет главная победа.

— Не все перемены пришлись по нраву. Учителя жалуются на обилие документации, всевозможных отчётов, на зарплату, которую одной рукой подняли, а другой — снизили. Опытные педагоги уходят из школы, не выдерживая давления. Преувеличивают или действительно не всё так гладко?

— С одной стороны, отчётность важна, она позволяет проконтролировать, как педагог организовывает учебный процесс, следит за посещаемостью учеников. С другой стороны, превратив всё это в образовательные услуги, попытавшись вогнать в рамки, мы не оставили место собственно душе педагога, а ведь это самое главное в образовании. У каждого из нас есть воспоминание о каком-то учителе, который, например, погладил по голове за пятёрку, а двоечника простимулировал так, что тот сначала на тройки перешёл, а потом и на четвёрки. И вот это сегодня отставили на второй план, а бюрократическую составляющую сделали доминирующей. Проблема не крымская, а общероссийская, раз уж подобные вопросы доходят даже до уровня президента, и он вынужден на них отвечать. Под удар попали не только рядовые учителя, но и руководители учебных заведений. Директор — организатор учебного процесса, флагман, капитан, определяющий курс. И это сегодня человек, давно переставший заниматься образованием. На нём — комплекс хозяйственных вопросов: щётки, тряпки, ремонт, трещины, лицензирование, аккредитация, охрана, заборы… У многих уже глаза потухшие. Что касается стимулирующих выплат, призванных изначально поощрять учителя, они, увы, стали синонимом конфликта. И это снова приводит нас к тому, что директор — капитан довольно автономного в современных реалиях корабля. Один проведёт судно через бури, другой — посадит на мель.

— Речь зашла о душе, воспитании… В своё время авторитет учителя был незыблем, даже отъявленные хулиганы не смели его ослушаться. На каком этапе мы это потеряли? Как вернуть престиж профессии?

— Ещё лет десять-пятнадцать назад Россия находилась в жесточайшем кризисе. И хотя он преодолён, до расцвета далеко — утеряно многое, бороться с последствиями придётся десятилетиями. Мы фактически обрезали учителю крылья. Запретили детям убирать пришкольную территорию, упразднили производственную практику. Сегодня родители засыплют жалобами не то что Государственный Совет — Администрацию Президента, если детей в старших классах попросят побелить класс или хотя бы сделать генеральную уборку — это же нарушение 48 норм техники безопасности и попрание прав ребёнка! В результате растим дитя, которому все должны, он же не должен ничего и никому. И требуем от учителя, загнанного в жёсткие рамки, творить, развиваться, воспитывать… Поверьте, и творят, и развиваются, но далеко не так, как могли бы. Однако не могу сказать, что современные дети не уважают педагогов. Просто мы судим всё поколение по тому, что видим, а наблюдаем мы, как правило, подростков, блуждающих по улицам, распивающих алкоголь, задирающих прохожих… И забываем о тех, кто сидит в лабораториях, сгоняет седьмой пот в спортивных залах, делает уроки, читает хорошие книги, а таких очень много. Это характерно для любой исторической эпохи. Когда говорили о Базарове, образовательные реалии были совсем другими, а ворчание старших — таким же: молодёжь потеряна, выбрать не из кого, лидеров нет, будущего нет… В прошлом году проводил в судакской школе № 1 открытый урок, посвящённый «Крымской весне» , и не мог поверить, что это обычный десятый класс и обычный урок, подготовленный силами школьников. Творческий, интеллектуальный, патриотический подход — на высшем уровне. Что ж мы их принижаем настолько, что считаем потерянным поколением?

— Взаимоотношения ученика и учителя — какими они должны быть? Партнёрскими или руководителя и подчинённого?

— Наверно, и так, и так. В какой-то ситуации лучше отнестись с пониманием, поддержать, пожалеть, а где-то — и надавить авторитетом, настоять на своём, настроить на выполнение нужных задач вопреки всем «не хочу» . Педагог должен чувствовать коллектив, это очень важно. Одни с этим талантом рождаются, иные приобретают с опытом, ошибаясь, пробуя разные подходы, а некоторые так и не постигают это искусство. Мне доводилось работать в вузе, и ни одна моя пара не была сорвана, хотя контингент был разным. Просто аудиторию надо чувствовать: где-то пошутить, где-то пожалеть или отпустить на 10 минут раньше, а когда надо — прижать и заставить 15 раз ходить на пересдачу.

— Через несколько дней начнётся новый учебный год — насколько новым он будет? Какие старые проблемы захватит с собой?

— Проблем, к сожалению, много. Депутаты нашего комитета провели август в регионах — побывали во всех без исключения. Посетили объекты строительства, реконструкции — текущие и завершённые. Мы объективно готовы лучше, чем два-три года назад. Но при этом находимся на грани очень большой проблемы, способной поставить под угрозу все наши приобретения — речь о кадрах, которых не хватает катастрофически, особенно в сельской местности. Чтобы наполнить все учебные заведения, которые мы строим, например, в Судакском муниципальном округе, нужно порядка 300 сотрудников. А новые объекты появятся во многих регионах, не только в Судаке. Не надо быть математиком, чтобы понять глубину проблемы. Закладывая огромные суммы под строительство школ и детских садов, нужно параллельно строить жильё для молодых специалистов, но, к сожалению, в этом вопросе мы пока не находим понимания. Сложности с кадрами есть даже в Симферополе и Ялте, что уж говорить о менее привлекательных регионах, где надо решать целый комплекс проблем. К примеру, чтобы привлечь специалиста в село, нужно предложить не только достойную зарплату, но и возможность трудоустроиться супругу или супруге педагога, детские сады и кружки для его детей и прочие важные вещи.

— К слову, именно в сёлах существуют так называемые малокомплектные школы. С одной стороны, содержание таких учебных заведений стоит немалых средств, с другой — они являются «последними очагами жизни» на периферии, и их закрытие воспримется болезненно.

— Малокомплектная школа действительно стала символом стабильности, признаком теплящейся жизни. И многие относятся к этим учебным заведениям как к последнему рубежу, который надо удержать, чтобы сохранить село, — мне это по-человечески понятно. Но у медали есть вторая сторона, не менее жестокая и реальная. Возьмём, к примеру, школу в селе Рисовом Красноперекопского района, где на 37 учеников приходится 30 педагогов. Один школьник обходится бюджету более чем в 200 тысяч в год — высшее образование дешевле. При этом качество не то что не лучше — хуже. Чем больше аудитория, тем сложнее ею управлять, тем большее внимание приходится уделять подаче материала. А в малых группах процветают побратимство, расслабленность. В результате уровень знаний «на выходе» не позволяет выпускникам таких школ конкурировать со сверстниками при поступлении в вузы. Вот и стоит выбор: на одной чаше весов — судьба села, на другой — судьба ребёнка. Однозначных рецептов нет, каждый случай надо рассматривать индивидуально. Как правило, когда речь заходит о ликвидации такого учебного заведения, предлагается альтернатива в виде подвоза в соседнюю крупную школу. Так что если в пределах одного сельского совета есть крупная школа и малокомплектная, нужно думать в первую очередь о детях, чуть меньше церемониться и чуть быстрее принимать решения.

— Недавно завершилась вступительная кампания, в этой связи вопрос: как вы относитесь к ЕГЭ, который зачастую критикуют сами преподаватели?

— В своё время ЕГЭ вводился, чтобы минимизировать уровень коррупции, сделать единую государственную аттестацию одинаковой для любого ученика, и это во многом удалось. Конечно, вузы всегда находят свои инструменты отбора, но это лишь малая часть той проблемы, которая существовала ещё 10 лет назад. Без «побочных эффектов» , конечно, не обошлось. Современный одиннадцатиклассник весь последний год готовится к ЕГЭ. Не получает знания и не становится умнее, а «натаскивается» на конкретную задачу — ответить на тестовые вопросы. Например, я, квалифицированный историк, сдам школьный экзамен в лучшем случае на средний балл. Потому что историк-специалист — это не человек, который помнит все даты и имена правителей Ирана, а тот, кто понимает ход исторического процесса и знает, что восстание Богдана Хмельницкого и времена Кромвеля в Англии были примерно в один и тот же период, и теоретически их можно рассматривать как явления единого исторического процесса. А подзабытую дату легко уточнить в энциклопедии. На ЕГЭ же лучшими становятся дети, берущие упорством, зубрёжкой, системным подходом. Они тоже нужны и важны, никто не принижает их старания, но всё же тем самым мы отсекаем потенциальных солженицыных, писавших первые сочинения на тройки.

— Любой родитель скажет: главное для него — дать ребёнку хорошее образование. При этом сплошь и рядом встречаются дипломированные специалисты, не знающие азов своей профессии. Что не так с высшей школой?

— Очень многое уже во времена моей учёбы было оставлено на совесть студента. Я, к примеру, был фанатиком, влюблённым в свою специальность, и уже 1 сентября пропадал в библиотеке, но так делали не все. Уровень подготовки к работе в школе был крайне низок — преподавание педагогики скорее отбивало желание работать с детьми. Практика — вопрос везения. Ничего в рамках образования не цепляло, чтобы хотелось пойти в школу, поэтому ты и не готовишься к работе по профессии — просто не видишь себя в этой роли. А когда жизнь всё-таки вынуждает вспомнить, какая специальность указана в дипломе, оказываешься некомпетентен. И потом, вы не представляете объём девальвации научных степеней, развернувшийся в украинский период. Кандидатами гуманитарных наук становились все желающие, имевшие достаточно средств, — в какой-то момент это звание стало ругательным. Я сам, будучи кандидатом исторических наук, устал доказывать и объяснять друзьям, что свою диссертацию написал в 24 года самостоятельно и защищал с наличием собственной монографии. Винить их в том, что подобные вопросы возникали, не могу — больше половины защит проходили именно так. К счастью, мы преодолели эту тенденцию, но проблем пока ещё хватает.

— Изменилось ли что-то в среде молодых учёных? Ценят ли в России неординарность и талант?

— Безусловно. Я бы хотел, чтобы моя научная юность проходила в сегодняшних условиях. Поверьте, при Украине никто, за исключением пары десятков киевлян, не знал, что такое грантовая поддержка от государства. Мне приходилось самому зарабатывать, будучи студентом, чтобы заниматься научными изысканиями, ездить в командировки, доставать материалы. Сегодня гранты Госсовета выросли из смешных до вполне приличных, на эти деньги можно съездить в серьёзную научную командировку. В университетах нормально оплачивается работа сотрудников, разрабатывающих научные темы. Сказать, что система идеальна и готова не только не отпускать молодых учёных за границу, но и привлекать специалистов из-за рубежа, нельзя. Финансирование науки в сравнении с некоторыми другими странами слишком маленькое, но это куда лучше, чем то, что было.

— Как вы относитесь к дистанционному, надомному обучению, о котором сегодня если не в Крыму, то в России говорят много? Это уход к чему-то лучшему или побег от страхов и сомнений?

— Если речь идёт об обязательном образовании с получением аттестата, то к дистанционному обучению я отношусь плохо. Мы снова возвращаемся к вопросу образовательных услуг и воспитания. Дистанционно мы личность не сформируем — в лучшем случае, если имеем дело с понимающим и ответственным учеником, научим его считать, писать и так далее. Но школа — это не только математика, биология и русский язык, это работа в коллективе, понимание своего места в нём, проявление лидерских качеств, поиски компромиссов — одним словом, социализация. Если же речь идёт о дополнительном образовании, различных курсах — почему бы и нет?

— Иногда люди уходят от традиционных форм не потому, что хотят идти в ногу с техническим прогрессом, а просто сталкиваясь с негативом в школе и желая от него дистанцироваться.

— А вот здесь свою роль играют СМИ. Вспомните, наша школьная жизнь состояла не только из уроков, контрольных и домашних заданий, но и из драк, разбитых носов, подтруниваний одноклассников, порой довольно обидных. Это всё было, есть и будет в обществе. Когда включаешь телевизор и видишь в новостях обилие репортажей, как какие-то дети издеваются над одноклассницей, недоумеваешь — зачем это показывают? Есть правоохранительные органы, которые должны разобраться и наказать виновных. Зачем мы популяризируем это? Мы ведь тем самым пугаем родителей, чьи дети ходят в школу, самих школьников, в конце концов, подаём идеи подросткам, склонным к жестокости. СМИ говорят, что показывают это в расчёте вызвать чувство отвращения к подобным явлениям, но они заблуждаются. Римляне кричали «хлеба и зрелищ» , потому что хотели смотреть на убийства в Колизее, просвещённая Англия в XIX веке ходила на казни как на театральные представления — такова человеческая природа. Не отвратим мы никого такими репортажами. Одних потешим, других запугаем, вот и всё. Иногда общество нужно дистанцировать от самого себя.

— А как относитесь к частным школам? Считается, что там учатся только мажоры, покупающие аттестаты, в учебном заведении их воспитывают уверенными в своей исключительности.

— Последнее — заслуга скорее семьи, чем школы. Если родители от ребёнка не будут ничего требовать, не будут ни в чём ограничивать, а только оправдывать все его проступки… Такой вот и вырастет человек. Частная школа — такое же явление, как частный вуз, она может быть и хорошей, и плохой. Где-то действительно выкачивают средства из родителей, а где-то дают знания лучше, чем в других учебных заведениях, дают больше возможностей — и берут за это деньги. В конце концов все мы за что-то платим, особенно если хотим получить высокое качество.

— Мы уже говорили о реанимировании старых форм и традиций, один из наиболее ярких примеров — ГТО. Действительно ли эти нормы привлекают молодёжь к спорту и здоровому образу жизни? Стал ли массовый спорт более доступным для крымчан за последние пару-тройку лет?

— Скажем так, с этой отраслью у нас не всё так хорошо, как с образованием. Мы закрывали в первую очередь наиболее явные и болезненные бреши, а спорт остался за бортом. Сам комплекс ГТО — хорошая, правильная традиция. Может ли он являться инструментом решения проблемы? Нет, да и не должен. Это лишь один шаг на правильном пути, который затронет определённый сегмент общества. Сдача норм ГТО — показатель физической готовности, а не инструмент её повышения, это демонстрация, которой должны предшествовать системные занятия. На мой взгляд, молодёжь сегодня разделилась на две группы: часть её куда сильнее и спортивнее нас в своё время, другая — многократно слабее. Середины нет, а именно она формирует здоровье нации. Комплекс ГТО и направлен на то, чтобы дать возможность показать себя не титулованному спортсмену, а обычному человеку, который просто следит за своей физической формой. Что касается инфраструктуры и доступности — сегодня мы далеки от того, чтобы полностью удовлетворять потребности крымчан. Переполнены даже те секции, где занятия проходят не в самых лучших условиях. У пловцов до сих пор базовая тренировка — сухое плавание. Таковы реалии нашего времени. Но впадать в пессимизм тоже не стоит, улучшения есть: ремонтируются спортзалы в сельских школах, оборудуют площадки ГТО, заложено финансирование под бассейн в Симферополе. Я верю, что мы идём правильным путём.
 

Газета Государственного Совета Республики Крым
"Крымские известия" № 153 от 29.08.2017
По материалам Государственного Совета Республики Крым

Ещё новости о событии:

Проект «Политическая гостиная «Крымских известий» продолжается. На этот раз в гостях у известинцев побывал представитель плеяды молодых политиков — Владимир Бобков, возглавляющий Комитет Государственного Совета РК по образованию,
14:47 29.08.2017 Crimea.Kz - Симферополь
Беседа с Владимиром Бобковым получилась долгой, насыщенной, интереснойПроект «Политическая гостиная «Крымских известий» продолжается.
12:15 29.08.2017 Крымские известия - Симферополь
 
По теме
По данным начальника управления образования администрации города Татьяны Сухиной, ежегодно в образовательные учреждения приходят молодые специалисты.
Вопрос подготовки учреждений образования Республики Крым к функционированию в новом 2017-2018 учебном году стал основным в ходе обсуждения на заседании Комитета по образованию, науке, молодежной политике и спорту,
Министерство образования, науки и молодежи Республики обещает к началу учебного года решить проблему нехватки учителей математики и информатики, которую сегодня испытывают некоторые крымские школы.
В канун начала нового учебного года заместитель председателя Симферопольского городского совета Елена Шапилова приняла участие в ежегодной конференции работников образования «Муниципальная система образования города Симф
В правительстве Севастополя рассказали о возросшем количестве учащихся и отчитались о готовности школ и детских садов к новому учебному году,
28 марта 2024 года преподаватели и студенты ГАОУ СПО РК «Ялтинский медколледж» передали очередную партию гуманитарной помощи ребятам, выполняющим боевые задачи в зоне специальной военной операции.
На базе Симуляционного центра Ордена Красного Трудового Знамени Медицинского института Крымского федерального университета прошло практическое занятие в рамках проекта «Обучение студентов немедицинских специальностей КФУ
В Бахчисарайском колледже строительства, архитектуры и дизайна Крымского федерального университета прошло методическое объединение для директоров и методистов филиалов среднего профессионального образования.
В рамках плана проведения научных мероприятий Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского состоялось открытие XI Международной научно-практической конференции «Экономика устойчивого развития региона: инновации,
Телеканал «1 Крым». В эфире – директор ИЭиУ КФУ им. В.И. Вернадского Виктор Реутов Тема эфира – Какие изменения произошли в вопросах сдачи жилья?
Родители выпускников  приняли участие  во Всероссийской акции  «День сдачи ЕГЭ родителями» - Газета Черноморские известия В рамках Всероссийской акции «День сдачи ЕГЭ родителями» 22 марта на базе Черноморской средней школы №1 имени Николая Кудри родители выпускников 11-х классов общеобразовательных школ Черноморского района приняли участие
Газета Черноморские известия
Награждение призеров турнира по гражданскому процессу - Крымский юридический институт     27 марта 2024 года состоялось награждение студентов Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации за 2 место в Первом межрегиональном юридическом турнире по гражданскому процессу,
Крымский юридический институт
kl2 - Керченская больница №1 Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополю с начала сезона активности клещей проводит мониторинг за клещевым вирусным энцефалитом и другими инфекциями, передающихся клещами.
Керченская больница №1
«От медиков Крыма – медикам фронта!» - Государственный Совет   Председатель Комитета по здравоохранению и социальной политике Анна Рубель в рамках акции «От медиков Крыма – медикам фронта!», которая проводится по инициативе Комитета при содействии Министерства здравоохранения Крыма,
Государственный Совет
Позабыт, позаброшен... - Крымская правда Позабыт, позаброшен... Фото автора. Дворец графини Ольги Паниной в Гаспре - один из самых старинных замков Крыма.
Крымская правда
1 - Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина В Доме-музее М. А. Волошина 27 марта для детей младшего школьного возраста прошла комплексная программа «Театр начинается с детства», посвящённая Международному дню театра.
Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина
Профильный Комитет обсудил состояние крымских памятников Великой Отечественной войны - Государственный Совет Комитет по культуре и вопросам охраны культурного наследия на своем заседании, которое провел его председатель Николай Волков, обсудил вопрос о состоянии памятников,
Государственный Совет