ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года

ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года
ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года
ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года
ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года
ЭКСПЕДИЦИЯ 1925-го года
Фото: gazeta-chi.ru


Тарханкут — полуостров на западе Крыма площадью около полутора тысяч квадратных километров с населением менее 32-х тысяч человек.
В период Крымского ханства его земли входили в состав Гёзлёвского каймаканства (каймакам — местоблюститель, наместник, заместитель главы администрации уезда — ред.)
С октября 1923-го года согласно постановлению ВЦИК об изменениях в административном делении Крымской Автономной Советской социалистической Республики сёла, располагавшиеся на территории Тарханкута, вошли в состав Евпаторийского района. Шестнадцать населённых пунктов этого региона посетила в 1925-м году этнографическая экспедиция по изучению крымскотатарской культуры во главе с бывшим директором Бахчисарайского дворца-музея Усеином Боданинским.


30-го июля учёные выехали из Симферополя по направлению к Евпатории. Описание результатов исследования крымскотатарских памятников и уклада жизни местного населения отражены в Дневнике У. Боданинского и публикациях историка-фольклориста (именно так он назван в документе) О. Акчокраклы. Эти записи содержат чрезвычайно интересную информацию об архитектуре культовых сооружений, тамгах (тамга — в переводе с тюркского: в родовом обществе у монголов — знак собственности, которым отмечали всё то, что принадлежало роду; впоследствии — знак семейной и личной собственности — ред.), бытовых и культурных традициях крымскотатарского народа, подробное описание ныне уже не существующих сёл и поэтому являются уникальными источниками по истории Крымского полуострова в целом и его западного региона в частности.
Все материалы экспедиции можно условно разделить на две части: первая — исследование исторических памятников, этнографии и культурных ценностей; вторая — описание условий жизни, экономических проблем местных жителей в процессе социалистических преобразований 1920-х годов. При этом Усеин Боданинский подчёркивал в своём Дневнике, что в ходе экспедиции выполнял правительственное задание, имея на это соответствующий мандат Крымского ЦИКа.
На Тарханкут экспедиция прибыла 8 августа 1925-го года. Она посетила, как уже сказано, шестнадцать сёл его восточного и северо-восточного регионов, уделяя при этом особое внимание исследованию мечетей, старинных кладбищ, найденных на них тамг. Попутно делались попытки составить краткие истории населённых пунктов.
В Дневнике У. Боданинского содержатся уникальные зарисовки, отражающие предметы культуры, быта крымских татар, образы сельских жителей. Этим же темам были посвящены и сделанные в ходе экспедиции фотоснимки. Огромное научное значение имеет систематизация тамг, составленная О. Акчокраклы по итогам исследований.
Первые деревни, которые посетили участники экспедиции на Тарханкуте, — Садыр-Богай (ныне село Хмелёво) и Чачал (Сычёво – ныне не существует). В Дневнике эти сёла описаны кратко, сказано лишь, что местными жителями используется тамга из деревни Абузлар (село Водопойное, относившееся в те годы к Сакскому району), поскольку именно оттуда, по мнению автора, они и переселились.
Хотелось бы отметить, что подобная тамга до сих пор встречается и на могильных плитах уже не существующей деревни Кул-Садык (Куликово). Аналогичная тамга, отнесённая к деревне Калач (Юкен-Калач), представлена в исследовании О. Акчокраклы. Этот населённый пункт находился рядом с сёлами Садыр-Богай и Чачал и тоже посещался членами этнографической экспедиции. Наиболее интересной находкой на старом кладбище села Юкен-Калач был хорошо сохранившийся фрагмент каменной выдолбленной чаши.
Большой интерес представляют данные о социально-экономическом положении крестьян села Садыр-Богай. Усеин Боданинский отмечает, что в ней находилось 30-32 двора, что местные жители землёй ещё не наделялись, но «есть товарищество, которое имеет трактор».
Приведённый факт позволяет сделать вывод о сравнительно успешном развитии социалистических начал в этом селе, ведь 1925-й год — время, предшествовавшее коллективизации периода первых пятилеток. Тем не менее, здесь уже создано коллективное товарищество и приобретён трактор, о котором многие сельские жители в те годы могли только мечтать.
Сложнее приходилось жителям деревни Куль-Садык (Куликово, ныне не существует). В созданном здесь товариществе трактора не было, не представлялось возможности и воспользоваться подобной сельхозтехникой из других сёл — не доходила очередь. Так что  обрабатывать 1600 десятин имевшейся в распоряжении товарищества в Куль-Садыке земли приходилось с помощью лошадей, которых здесь насчитывалось 25 на 45 дворов. В хозяйстве содержались, кроме того, тысяча овец и 40 коров. На старом кладбище этого села до настоящего времени сохранились остатки культовых сооружений и находящийся неподалёку колодец.
Описание деревни Давулджар (Даулжар, Грозное — ныне не существует) начинается, как обычно, с характеристики социально-экономического положения. Упоминаются: 45 дворов, 1200 десятин земли, 45 лошадей, 20 коров и 40 волов. Трактор имеется в соседнем товариществе в селе Чонгурчи — местные крестьяне свою артель пока не создали.
Жители Давулджара рассказали учёным историю их населённого пункта. Основатель деревни — некий Туйгуч, 12-13-й предок представителей нынешнего поколения. Было в селе медресе, которое функционировало в общей сложности 80 лет. Мечеть построена в 1237 году по исламскому летоисчислению, то есть ориентировочно в 50-е годы ХIХ столетия. Её «план, — отмечается в Дневнике, — обычного типа, четырёхугольный, перекрытый четырёхскатной черепичной крышей; минарет — обычного типа, высокий, из тёсаного камня, шерфе (шерефе — балкончик на минарете) — с круглой площадкой посередине, перекрыт шатром. Вокруг мечети — кладбище с камнями у изголовья».
Интересно, что именно в Давулджаре в конце ХIХ века проживал Аблямит Челеби, на собственные средства и по собственной инициативе построивший мост через озеро Донузлав. Учитывая этот факт, Евпаторийское земство приняло решение назвать мост Аблямитским. До наших дней он не сохранился, но часть дороги из Черноморского на Евпаторию по прежней традиции называется Аблямитским мостом.
На месте когда-то процветавшего села Давулджар сейчас пасут скот жители соседних сёл. Сохранились здесь и остатки построенного Аблямитом Челеби моста через балку, а также старый колодец. Живут и воспоминания об этом человеке среди местных жителей в народных песнях и преданиях, но, к сожалению, этот материал не нашёл своего отражения в Дневнике научной экспедиции, о которой мы ведём наш рассказ.
Татарская деревня Отуз (Староселье, ныне не существует) привлекла исследователей многочисленными тамгами и проведёнными здесь большими мелиоративными работами. Проезжая далее в деревню Курман-Аджи, учёные увидели справа от дороги, как отмечал У. Боданинский, «огромной величины татарское надгробие (0,95 метра х 0,65 метра), заканчивающееся в виде своеобразной чалмы с арабской надписью. Такие памятники ставили в память об умерших во время хаджа на перекрестках дорог».


10-го августа экспедиция прибыла в деревню Кирлеут (Керлеут, ныне Водопойное). «Подъехали после заката к месту, где работает паровая молотилка, — пишет в своём Дневнике У. Боданинский. — Крестьяне как раз закончили работу и собирались по домам. В противоположность деревням, где мы уже были, здесь нас встретили не особенно гостеприимно». В этой деревне «85 дворов, земли 2730 десятин, лошадей 51, овец — 500, коров 65, волов 8, трактора нет. Татарских 74 двора, 4 двора русских, 4 армянских из Трапезунда». Здесь сохранилась старая мечеть. Южнее неё  на небольшом кургане в степи учёные увидели камень-монолит из четырёх ступенек.
По мнению Усеина Боданинского, этот камень использовался во время Байрама, когда скапливалось много верующих и намаз совершали в степи на открытом месте.
Интересно, что в публикациях Османа Акчокраклы среди других тамг, найденных на кладбище деревни Керлеут, запечатлена тамга в виде звезды Соломона. В 1900-х годах находящийся в восточной части этого села курган, по словам местного крестьянина Никиты Литвиненко, крестьяне раскопали для Госфонда. Причем среди огромного количества местного камня бута нашли особенным образом обработанный камень с двумя полукруглыми буграми с одной стороны. Этот камень был установлен в кладку ограды русского кладбища с внутренней стороны. Среди находящихся в кургане скелетов было водружено вертикально копьё с сильно заржавевшим железным наконечником. Вместо древка пики остались лишь истлевшие следы.
В селе Керлеут работала татарская школа, в которой обучались 50 детей, русской школы не было. Свирепствовала малярия, которой заразились 25 процентов населения. За медицинской помощью местные жители обращались за шесть вёрст — в медицинский пункт деревни Ярылгач.


Учёные отметили тяжёлое положение местных крестьян. У. Боданинский писал: «Если есть на крыше черепица или деревце во дворе, то хозяин считается буржуем. Его начинают притеснять. Работников, понимающих местные условия, знающих язык, нет. Деревня забыта во всех отношениях. Представители советской власти здесь не бывают. Если есть работники на местах, то они не годятся — не понимают ни общей политики советской власти, ни местных условий».
Позже, 11-го августа, экспедиция посетила деревню Бай-Кыят (Владимировка) и татарский рыбный завод в деревне Кула Шеих (Скалистое — ныне не существует). Местные жители сетовали на проблемы, которые создавала членам рыболовецких артелей организация «Крымрыба». Председатель товарищества в Бай-Кыяте — Ильяс Абдурешидов, в составе артели — 170 человек, из них 25 — члены РЛКСМ, 30 — бывшие красноармейцы.
В Кула Шеихе было создано товарищество, которое возглавлял Шидарев. В деревне 63 двора, 1880 десятин земли, есть паровая мельница. Вокруг мечети находилось кладбище, на головных надгробных камнях преобладали тамги «балга».
В степной безводной части Крыма, где каждая капля воды имеет значение, было принято в верхней части головного надгробного камня делать круглые выемки для того, чтобы животные и птицы могли утолять из них жажду.
Эти своеобразные водохранилища назывались здесь «куш хайраты», то есть «общественное достояние птиц». Аналогичные выемки для воды встречаются и ныне на надгробных памятниках в других деревнях, в частности, в деревне Куль-Садык.


Далее путь экспедиции лежал через деревню Бурун Эли (Рыбное — ныне не существует). Эта старая татарская деревня имела интересную архитектуру. С сожалением Усеин Боданинский писал о заброшенности и очень плохом состоянии здешней древней мечети, по стенам и куполу которой прошли огромные трещины. Она построена из местного желтоватого песчаного камня.
Сохранились михраб (михраб — обращённая в сторону священной Каабы в Мекке украшенная красивыми узорами, орнаментами, резьбой по камню ниша в стене мечети — ред.) и двухоконные проёмы на восток и на запад, а также входное отверстие во дворике, ориентированное на север. Учёный сделал вывод о том, что «сооружение относится, видимо, к раннему периоду татарского зодчества». Эту мечеть необходимо обязательно сохранить, с этой целью надо оказать помощь местному населению.
Вокруг мечети находилось, по традиции, кладбище. Как писал Боданинский, «среди груды камней и каменных плит попадаются большие камни с выдолбленными кругами глубиной 0,07 метра и дырой 0,03 метра в диаметре насквозь. Назначение этих чашкообразных камней неизвестно».
Во время строительства рыбного завода в 1924-м году по указанию руководства организации «Крымрыба» старое татарское кладбище было разорено, и очень важные в историческом отношении камни с тамгами пошли на изготовление рыбного бассейна.
в деревню Чеголтай (Северное) этнографическая экспедиция прибыла 12-го августа. В Дневнике У. Боданинского об этом говорится так: «Приехали в 10 часов утра. Дождь, слякоть. Остановились у местного крестьянина Аджи Абдуль-Лятиф – Аджи Зиядина. Дворов 50. Землёй ещё не наделяли. До войны вся земля принадлежала помещику — Абдурешиту Аджи, который сдал в аренду свою землю свыше 2000 десятин одному бессарабскому помещику. Крестьяне остались на вакуфной земле в 700 десятин (вакуфный — от арабского «вакф», в мусульманском праве — имущество, в основном земля, не облагаемые налогом, предоставленные в виде дара или по завещанию, чаще всего на религиозные или благотворительные цели – ред.), на которой они находили себе пропитание. Теперь положение крестьян после голода изменилось к лучшему. От голода деревня мало пострадала. Трактор берут из другого товарищества. Молотилку берут в аренду, своей нет. Посевов 400 десятин. Урожай хороший».
Интересны выводы У. Боданинского о новом быте, который активно внедрялся в жизнь местных крестьян в те годы. По этому поводу учёный писал: «Во всех деревнях, в которых мы были, старый татарский быт исчез во многих его отношениях. По нашему маршруту до деревни Чеголтай мы не могли найти этнографических предметов касательно домашнего или крестьянского быта. Кубу заменены сепараторами, примитивные сохи – тракторами или нового типа плугами. Редко в какой деревне остались некоторые следы в виде старого типа татарских домиков. В деревне Чеголтай замечено тяготение строить дома нового типа, более приспособленные для современной жизни».
Не менее интересно описание промыслов в деревне Танабай (Найдёново — ныне не существует), которую этнографы посетили 13-го августа. Здесь было развито ткацкое производство. Из Каховки привозили коноплю, которую использовали для производства холста. Выделывали и шерсть, из неё изготовляли мешки и торбы. «Теперь это производство, — отмечает в своём Дневнике У. Боданинский, — угасло, будучи вытеснено фабричным производством. Местные жители вяжут только чулки и платье женское и мужское. Старинное производство ткацких предметов не осталось в деревне, всё было продано в голодный год… Раньше деревня была богатая, но притеснения помещиков и колонистов, которых эти помещики поселили на местных крестьянских землях, окончательно подорвали крестьянское хозяйство. Малейшее неповиновение крестьян вызывало страшные притеснения, вплоть до снесения юртов и уничтожения хозяйств через ставленников… С крестьян брали 40 % прибавочного продукта в натуральной ренте».
В селе насчитывалось 45 дворов, крестьяне были наделены землёй. Земельные угодья составляли 1382 десятины. К тому же 5 десятин выделялось для местной школы. В 1925-м году было засеяно 300 десятин. Определённые трудности создавало отсутствие трактора и паровой молотилки. Другая существенная проблема — некачественная, солёная вода, поэтому местные жители высказывали пожелание перенести деревню в другое место, с «хорошей, сладкой водой». Ранее деревня располагалась на берегу моря, почти в двух верстах от нынешней. Существовала она уже несколько веков, но точной даты её основания никто нет помнит. На кладбище найден камень с датировкой — 1199 год по мусульманскому летоисчислению. Боданинский подсчитал, что по принятому в России летоисчислению это 1784-й год.
В среде местных жителей сохранились произведения народного эпоса, которые могут служить своеобразными памятниками той эпохи, их записал Осман Акчокраклы. Вокруг старой мечети много надгробных камней, на которых учёные обнаружили новые тамги. Попадались и камни со сквозными дырами, значение которых, по мнению Усеина Боданинского, было таким: «Когда приезжали верхом на пятницкую молитву из соседних деревень, то отсутствие деревьев и чего бы то ни было для привязывания лошадей, вызывало необходимость сверлить некоторые надгробные камни для этой цели».
Далее У. Боданинский писал, что «благодаря большому влиянию учащейся молодёжи деревни крестьяне — мужчины, женщины и дети встретили нас, как встречают большой праздник. Замечено большое общественное оживление. Мы сняли фотографию с большой группой крестьян». Экономическое положение крестьян стало постепенно налаживаться: местные жители чаще покупали рабочий скот, подумывали о приобретении трактора и паровой молотилки. В то же время планировали перенести деревню в другое место, где есть «сладкая вода».


Деревня Кърз (Кыз) (Козак — ныне не существует) — последняя, которую посетили этнографы на Тарханкуте. Раньше это была «огромная, — как пишет Усеин Боданинский, — татарская деревня, судя по территории к северу от теперешней деревни, поросшей юзерликом (юзерлик – это рута, могильник, белобок), с зольными курганами». Теперь в ней проживало татарское население, смешанное с русским, причём последних насчитывалось больше, чем татар. За селом с правой стороны дороги, ведущей к деревне Бакал (ныне село Стерегущее Раздольненского района), находился выбеленный известняком «азиз», огороженный стеной из тёсанного камня высотой один метр и длиной три с половиной метра. Рядом просматривался фундамент мечети.
На этом повествование в Дневнике Усеина Боданинского заканчивается. Изучение этого не только научного источника, но ещё и исключительно увлекательного исторического очерка позволяет достаточно чётко представить жизнь населения западного региона Крыма в период становления советской власти, познакомиться с памятниками материальной и духовной культуры крымскотатарского народа, зачастую до нашего времени не сохранившимися, ведь многие деревни, на территории которых в 1925-м году побывала этнографическая экспедиция, перестали существовать в периоды депортации крымских татар и укрупнения сёл на полуострове.
В заключение считаю необходимым выразить благодарность сотрудникам Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника за предоставленную мне возможность ознакомиться с материалами этнографической экспедиции 1925-го года и оказанную при этом помощь, а также Серверу Аджи и Адавие Шейхислямовне Бавбековым, Зенуре Шефиковне Меметовой за содействие и большую помощь в изучении истории сёл Тарханкута.
Галина ОВЧИННИКОВА,
старший научный сотрудник музея-заповедника «КалосЛимен»,

учитель истории Черноморской средней школы № 1
 

 
По теме
Мероприятия прошли при поддержке Министерства культуры Республики Крым На Даче А. П. Чехова и О. Л. Книппер в Гурзуфе 18 марта прошла лекция «Героические страницы истории Крыма»,
Лишение свободы на срок до 3 лет предложили ввести за отрицание геноцида многонационального российского народа в годы Великой Отечественной войны, соответствующий законопроект внесен во вторник на рассмотрение в Госдуму.
В Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны Алексей ЕЛАГИН Фото: пресс-служба ГУ МЧС по РК В понедельник, 18 марта, в Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
17 марта сотни севастопольцев и гостей города-Героя пришли в музей-заповедник, чтобы разделить радость предстоящего праздника ‒ десятой годовщины воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
На неделе в Крыму обещают дождь и мокрый снег - Крымское информационное агентство На текущей рабочей неделе в связи с проходящим над полуостровом высотным циклоном ожидается неустойчивый характер погоды- в Крыму пройдут дожди.
Крымское информационное агентство
Под Судаком заблудилась группа туристов - Крымское информационное агентство В службу спасения позвонили и сообщили, что в районе села Солнечная Долина (Судак) группа туристов вышла на прогулку и заблудились.
Крымское информационное агентство
1 min - Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина В Литературно-художественном музее г. Старый Крым 15 марта состоялась творческая встреча «Родной Край», посвящённая Дню воссоединения Крыма с Россией.
Музей-заповедник Киммерия М.А. Волошина