Больше сорока лет (с 1976 года) 13 августа мы отмечаем день Левшей. А феномен леворукости вообще существует испокон веку, но биологи так до сих пор не сформулировали однозначной гипотезы, откуда берутся левши. Единственное, что утешает, — доказали наконец, что нет смысла переучивать бедного левшу, так как леворукость — отражение определенной асимметрии полушарий головного мозга.
Опыт многих стран мира — США, Франции, Англии, Германии, в которых леворуких детей не только не переучивают, но создают все условия для их нормального существования в «праворукой среде», убедительно показал, что столь бережное отношение благоприятно сказывается не только на дальнейшем развитии, но и достижениях общества в целом.
В качестве примера могу назвать генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. При нем в Эрмитаже стали проходить концептуальные выставки современного искусства, построены новые фондохранилища, открыты филиалы — от Казани до Лас-Вегаса, Амстердама и Лондона.
Левши, живущие в мире праворуких, естественно, вынуждены приспосабливаться. В результате они лучше ориентируются, быстрее соображают, но чаще имеют проблемы со временем. Почти все левши опаздывают — сказывается детская проблема запоминания хода часовой стрелки. И тем не менее зачастую гениальные, подобно универсальным творцам Ренессанса, строят и созидают на благо всего человечества. Английского архитектора Нормана Фостера никто не укоряет леворукостью, его просто и скромно именуют «Лордом берега Темзы». Легендарный Фостер сформировал новый взгляд на архитектуру как среду обитания, построил Мост тысячелетия в Лондоне и крупнейший аэропорт мира в Пекине, новый рейхстаг в Берлине и Коммерческий банк во Франкфурте (самое высокое здание Европы), стадион «Уэмбли» в Лондоне и знаменитую башню Хэрста в Нью-Йорке.
Имя доктора технических наук, теоретика и практика Юрия Рыжова не столь широко известно, тем не менее этот незаурядный левша был совершенно уникальной разносторонней личностью: выдающимся физиком, организатором, велогонщиком, дипломатом. Юрий Алексеевич скончался месяц назад 86 лет от роду. Научное сообщество отмечает его заслуги в области аэродинамики летательных аппаратов, неравновесных физико-механических процессов, нестационарной гидродинамики и тепломассообмена. На рубеже 80—90-х годов Ю. Рыжов был ректором Московского авиационного института. Далее — народным депутатом, членом Президиума Верховного Совета СССР. По собственному признанию, в 1990-х его кандидатура рассматривалась на должность главы Правительства РФ, но он отказался. С 1992-го по 1998 год в качестве Чрезвычайного и Полномочного Посла представлял Россию во Франции. Был председателем научного совета Академии наук «История мировой культуры». Работал до последних дней жизни.
А что говорить про людей искусства — все сплошь левши! Архитекторы, скульпторы, художники, певцы и балерины, дизайнеры и актеры. Немало креативных левшей и среди крымчан. Амбидекстер (не просто левша — «двоерукий», одинаково владеющий обеими руками) Антон Павлючек — художник-монументалист, оригинальный живописец, неоднократный призер уникального проекта искусствоведа Симферопольского художественного музея Рудольфа Подуфалого «Биеннале камерной акварели Крыма», график, дизайнер. Сегодня он возглавляет республиканское отделение Союза художников России, при этом активно работает творчески, выставляется, преподает. Антон окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище. Основные произведения: «Долина мировых религий»; «Муза Клио»; «Портрет святого Луки». В 2016-м участвовал в конкурсе эскизных проектов монументальной композиции «Крымские врата». Важной и интересной областью графики считает книжную иллюстрацию.
Молодым крымским левшам до уровня великих предшественников и старших современников еще предстоит творчески дорасти, но ведь даже самые прославленные тоже когда-то были молодыми...
Короткий свой обзор хочу завершить авторской коллекцией начинающего дизайнера-модельера Низе Эмиршаевой «Заман» — «Время», о которой говорит так: «Это — развитие этноса вчера, сегодня, завтра. Что осталось от нас, народов, в период глобализации? Если ничего, то кто мы? Масса? Нет! У нас есть особенности, лицо, голос! В моей коллекции использован конструктивный крой и декоративные крымско-та-тарские акценты. Основным приоритетом является универсальная функциональность стилистики этнообразов. Используются непривычные для народного костюма ткани, которые дают возможность перерождения этники в будущее. Модели решены в сокращенной палитре цвета: чёрный, белый, серый, терракотовый». Фотосессия финала конкурса молодых дизайнеров «Взгляд в будущее» опубликована в одном из самых престижных фешн-таблоидов — журнале «Vogue». Еще со студенческих лет Низе активно разрабатывает тенденцию интеграции архитектурного и народного кроя и мечтает вывести крымскую моду на столичные подиумы. «Кто, как не мы?» — совершенно справедливо ставит она давно назревший вопрос. В таком ключе идея создания Всекрымской федерации левшей уже не кажется столь абстрактно далекой и неосуществимой.
И уж совсем напоследок — забавный парадокс. Фанатам ставшего знаменитым сериала «Игра престолов» хорошо знаком значок — имперский шифр «Десницы короля». Есть, разумеется, и должностная инструкция: « Десница короля — это государственная должность в Семи королевствах. Десница — второе лицо в государстве после короля. Он служит главным советником, исполнителем королевской воли и в некоторых случаях даже заместителем. В отсутствие короля десница может восседать на Железном троне и говорить от королевского имени. Десница короля носит бронзовую брошь, изображающую кисть руки, которая держит кованое кольцо, символизирующее власть…».
Так вот, эта «десница» на всех изображениях — левая!
Екатерина БОРОДИНА
Фото автора и из Интернета .