Крым — прекрасное место, где можно хорошо провести отпуск, много интересных туристических объектов, великолепный климат, море, здравницы. Но кроме этого, у полуострова есть и большой промышленный потенциал, напомнил в пятницу премьер-министр России Дмитрий Медведев, выступая на совещании, посвящённом состоянию и перспективам развития промышленности Крыма и Севастополя, которое состоялось на судостроительном заводе «Море» в Феодосии.
В рамках посещения предприятия Дмитрий Медведев, его заместители Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович, а также Глава Республики Крым Сергей Аксёнов, врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников, Полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе Владимир Устинов осмотрели реконструированный производственный цех завода «Море».
Именно Феодосия, Керчь и Севастополь, по словам главы Правительства РФ, всегда считались крупными центрами гражданского судостроения и судоремонта. Так, на Керченском судоремонтном заводе в 1974 году был спущен на воду первый в Советском Союзе супертанкер «Крым», который за один рейс мог перевозить 250 тыс. т нефти. Севастополь занимал ведущую позицию по проектированию и строительству плавучих кранов, которые активно экспортировались за рубеж и по сей день используются в нашей стране.
В постсоветский период судостроение на полуострове практически было уничтожено, да и другие виды промышленности также оказались далеко не в лучшем состоянии, подчеркнул Д. Медведев.
Директор предприятия О. Зачиняев показывает гостям модернизированные цеха площадью с семь футбольных полей«Сразу после возвращения полуострова в состав Российской Федерации мы начали исправлять ситуацию, занимаясь одновременно включением крымских предприятий в российскую юрисдикцию, определили важнейшие промышленные предприятия и, чтобы обеспечить их долгосрочную загрузку, за каждым закрепили стратегических партнёров, — сказал премьер. — У заводов появились заказы и долгосрочные контракты. Конечно, в разных объёмах (и, наверное, практически все считают, что их нужно наращивать), но важно, что они появились».
На сегодняшний день на территории Республики Крым и города Севастополя расположено полтора десятка предприятий оборонно-промышленного комплекса. Из них 10 — судостроительной промышленности, три — авиационной, два — обычных вооружений и одно — радио-электронной промышленности. Общая численность их сотрудников составляет 8300 человек.
По словам Дмитрия Медведева, с предприятиями ОПК Крыма уже заключены контракты на сумму свыше 12 млрд рублей. Объём заказов по ведущим гражданским предприятиям с января по июнь текущего года превысил 13 млрд рублей, что почти в полтора раза выше, чем в 2013 году. Рост индексов промпроизводства наблюдается и в химической промышленности, и в машиностроении. Это положительная тенденция, отметил премьер, однако признал, что проблем также остаётся много. В частности, это и изношенность материально-технической базы многих предприятий, и недостаточная загрузка их мощностей (к примеру, на «Море» сегодня она составляет около 40 процентов мощностей). Между тем потребность в продукции, которую тут могут выпускать, велика: есть запросы от флота, транспортных и пассажирских компаний, а также от рыболовной отрасли.
В своём выступлении Дмитрий Медведев сообщил, что подготовлен инвестиционный план между судостроительным заводом «Море» и Черноморской рыбодобывающей компанией на проектирование и строительство серии универсальных средних траулеров «Север» для Азово-Черноморского бассейна. Как добавил в свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин, проектом предусматривается создание 18 новых современных судов рыбопромыслового флота с инвестиционным бюджетом 63 млрд рублей.
Строительство рейдового водолазного катера«На наш взгляд, эти суда должны создаваться на верфях, расположенных на полуострове, — отметил заместитель главы правительства. — Кроме того, предприятия Крыма включены в общероссийский каталог производителей высокотехнологичной промышленной продукции для нужд Арктики, что будет способствовать выстраиванию промышленной кооперации с другими крупными нашими предприятиями, которые задействованы в этой работе». В частности, обсуждаются перспективы размещения на заводе «Залив» в Керчи заказа на строительство корпуса для ледокола «Лидер».
Для обеспечения развития ФГУП «Судостроительный завод «Море» и упрощения процесса его интеграции в оборонно-промышленный комплекс России стратегическим партнёром предприятия определено ОАО «Пелла» (Санкт-Петербург). Как сообщил Д. Рогозин, по итогам 2017 года «Пелла» планирует обеспечить загрузку завода контрактами на сумму более 1 млрд рублей. В соответствии с распоряжением Правительства России 12 объектов недвижимого имущества судостроительного завода подлежат передаче в аренду ОАО «Пелла» на срок до 31 декабря 2020 года, кроме того, «Море» включено в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017—2019 годы.
В ходе совещания Дмитрий Медведев сообщил о ряде подписанных им документов о финансировании проектов в транспортной сфере, ЖКХ, медицине по Республике Крым и Севастополю. Поручение касается расходов казны на период до 2020 года, включая уже бюджет на предстоящий 2018-й.
В частности, подписаны документы по финансированию строительства и реконструкции автомобильной дороги Керчь—Феодосия—Симферополь—Белогорск—Бахчисарай—Севастополь в размере 14,36 млрд рублей. На строительство дороги и автомобильного подхода к Керчи и перехода через Керченский пролив направят 780 млн рублей. Реконструкция водовода Феодосия—Судак потребует финансирования в размере 4,36 млрд рублей. Строительство пешеходных переходов на разных уровнях автомобильной дороги между Симферополем, Алуштой и Ялтой — ещё 0,18 млрд рублей. Также подписаны документы по финансированию строительства и реконструкции канализационного коллектора Симферополя — 11,5 млрд рублей. Реконструкция тоннельного водовода Южного берега Крыма потребует 8,5 миллиарда, а участка дороги Судак—Феодосия — 3,1. Кроме того, по словам Д. Медведева, в ближайшие годы продолжится реконструкция Международного детского центра «Артек», включая комплексную систему безопасности, берегоукрепление и некоторые другие направления.
В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ