Во время Крымской войны и в последующие десятилетия многие художники выражали желание «служить общественным интересам» и бросались в самую гущу событий. Они ставили перед собой цель сродни той, что ныне стремятся достичь военкоры, — донести правду с полей сражений до современников и последующих поколений. Но иногда их стремление к правде побеждала цензура. Не обошлось без неё и при создании Панорамы в Севастополе. Однако нашёлся тот, кто позволил нам увидеть события тех дней без купюр. Этим человеком стал Митрофан Греков.
Болезнь, учитель и судьбаСегодня без фамилии Греков трудно представить русскую батальную живопись. Годами этот сын донского казака и простой крестьянки вынашивал мечту о поступлении в Академию художеств. Его желанию суждено было сбыться.
В Петербург Митрофан — тогда ещё не Греков, а Мартыщенко — прибыл в 1903 году, был зачислен в Высшее художественное училище при Академии художеств. Его одарённость и граничащее с фанатизмом трудолюбие оценил Илья Репин. Но «годы школярства, полные лишений», сказались на здоровье Митрофана. Весной 1907 года он подал заявление об отпуске по болезни. А вернувшись в академию, узнал, что Репин перестал руководить мастерской. Мартыщенко и не подозревал, что ему снова повезло — благодаря своей болезни и уходу Репина он встал на путь художника-баталиста — решил перейти в батальную мастерскую Франца Рубо.
Несуществующие заслугиДо вступления в должность профессора Петербургской академии художеств Рубо вёл работу над панорамой «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». В январе 1902 года эскиз выставили для всеобщего обозрения в Зимнем дворце. После утверждения эскиза художник отбыл в Мюнхен, где в течение двух лет вместе с коллегами трудился над созданием монументального батального полотна.
В это время в Севастополе по проекту инженер-полковника Оскара Энберга и при участии Валентина Фельдмана для панорамы построили круглое здание с классическим порталом, облицованное инкерманским камнем.
В сентябре 1904 года Рубо приступил к подвеске картины и установке предметного плана. Многие крымские историки-краеведы утверждают, что среди помощников Рубо был «впоследствии известный мастер М. Греков». Это неправда. Осенью 1904-го, когда панораму «Оборона Севастополя» первый раз устанавливали на Историческом бульваре Севастополя, Митрофан Греков — а вернее, Митрофан Мартыщенко — учился в натурном классе Высшего художественного училища. До его поступления в мастерскую Рубо оставалось целых три года.
Живописная опалаПанорама «Оборона Севастополя 1854–1855 годов» открылась 14 мая 1905 года. А весной 1909-го Франц Алексеевич узнал, что его работу желает видеть император. И после ознакомления Николай II потребовал от Рубо внести в композицию некоторые изменения. В частности, заменить фигуру командующего эскадрой, главного командира порта, военного губернатора города Павла Нахимова (по причине её несоответствия с «высочайше одобренными и установившимися официальными понятиями») на изображение князя Михаила Горчакова, а также исключить портретный показ рядовых солдат и матросов. И если простых мужиков художнику удалось отстоять, то Нахимова накрыло облако порохового дыма.
Для внесения корректив художник призвал на помощь учеников своей мастерской. И именно тогда, но никак не раньше, Митрофан Мартыщенко внёс свою лепту в эпохальное творение.
Когда же панораму по возвращении из Петербурга второй раз устанавливали на Историческом бульваре, оказалось, что необходимо вырезать большой кусок холста с осыпавшимся слоем краски и заменить его вновь написанным фрагментом. Помня добросовестность, проявленную учениками батальной мастерской, Рубо вновь прибегает к их помощи. В Севастополь приезжают Авилов, Безродный, Добрынин, Ахикьян, Лучуна и, конечно же, Мартыщенко (вскоре взявший фамилию Греков).
Торжество справедливостиВ 1926 году, уже будучи членом Ассоциации художников революционной России, Митрофан Борисович поднял вопрос о необходимости реставрации панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 годов». Он направил вернувшемуся на родину, в Германию, Францу Рубо письмо с просьбой приехать в Советский Союз. Рубо отказал и выразил надежду, что столь достойный его ученик, каким был Греков, и сам прекрасно справится с работой.
И Рубо наверняка остался бы доволен, увидев, что облако, почти двадцать лет скрывавшее фигуру Нахимова, рассеялось — Греков восстановил фигуру выдающегося русского флотоводца на прежнем месте.
Лучше, чем у РубоКогда командиры Красной армии впервые увидели панораму Рубо, у них зародилась мысль создать советский аналог этого грандиозного творения. Адъютант командующего Первой конной армией Будённого генерал Зеленский вспоминал: «Зрелище произвело огромное впечатление. Ворошилов сказал: „Как замечательно Рубо изобразил историческое событие!“ Будет время — и наши художники так же увековечат героизм восставших масс в художественной панораме исторических боёв на Перекопе».
Но, следует признать, перед последователями Рубо стояла нелёгкая задача. Гарантом, что всё получится, было участие Грекова. Авторитетный художник дал согласие возложить на себя обязанности художника-композитора и ответственного руководителя работ по подготовке эскиза панорамы «Перекоп». 23 ноября 1934 года Греков получил удостоверение в том, что он командируется в Симферополь — Армянск — Чонгар.
По пути в Крым художники группы, возглавляемой Грековым, горячо обсуждали цель поездки — создание первой советской панорамы, которая должна стать «не хуже, а лучше, чем у Рубо». Об этом же говорили при встрече с Самокишем в Симферополе. И, чтобы не оплошать, прежде чем приступить к работе, решили осмотреть легендарную панораму.
Но чем ближе группа подъезжала к Севастополю, тем сильнее волновался Греков. Здесь четверть века назад он провёл незабываемые дни, постиг основы творческого мастерства, здесь ему открылась тайна силы искусства панорамы. И вот перед ним Исторический бульвар, а вот такое родное здание. Родное до сердечной боли, до боли, которая становилась всё сильнее...
27 ноября 1934 года Митрофана Грекова не стало.
После смерти Грекова работа над панорамой «Штурм Перекопа» продолжилась, став самым масштабным художественным проектом в довоенной Советской России (открытие состоялось 12 июня 1940 года). «Штурм» демонстрировался в картинной галерее Симферополя. 27 октября 1941 года корабль с эвакуируемым собранием галереи был потоплен фашистской авиацией в Керчи (по другим сведениям — экспонаты сгорели на складах).
Елена БОНДАРЮК
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 329 от 22 мая 2015 года