С. Аксёнов, Н. Михалков и А. Новосельская дали старт кинофорумуНикита Михалков как идейный вдохновитель и организатор творческой составляющей кинофестиваля «Евразийский мост» в Ялте — это уже много и очень хорошо. Просто потому, что Михалков — имя, к которому прислушиваются, и кинематографист, который не умеет работать плохо. Ни в кино, ни в ролях, ни устраивая кинотусовки. И уж коль скоро мэтр отечественного кинематографа «взялся за Ялту», можно рассчитывать, что у него всё получится: и высококлассный кинофестиваль, и крепкая функциональная популярная киностудия, и творческий продукт, которому широкую дорогу к зрителю даст Крым.
Международный фестиваль «Евразийский мост» проходит на родине российского кинематографа только во второй раз. Его ещё трудно назвать культовым или престижным, но задатки к тому, безусловно, имеются. «Как Херсонес является колыбелью православия, так и Ялта — это колыбель русского кино. И где ещё проводить фестиваль, как не там, где российское кино зародилось», — задал риторический вопрос Никита Сергеевич на пресс-конференции перед открытием форума в минувшую пятницу. Он высоко оценивает возможности нашего полуострова с точки зрения киноискусства: тут и локации для съёмок, и инфраструктура лучшие, надо только создать возможности для комфортной работы. Это — к перспективе возрождения Ялтинской киностудии, о которой мечтает Михалков. Чтобы приехать сюда за тысячу километров, взяв с собой только самое необходимое, — и делать кино. Легко замахиваясь на «святое», Н. Михалков уверен: Крым как база вполне может посоревноваться с Голливудом. Крымчанам такая позиция, конечно, импонирует, и Глава Республики Сергей Аксёнов с не меньшей убеждённостью заявляет: в будущем кинофестиваль «Евразийский мост» «заткнёт Канны за пояс», а Крым станет центром мирового кинематографа.
Чтобы мечты осуществились, нужно решить несколько проблем, а это — дело времени. Экономические связаны с финансированием проекта восстановления Ялтинской киностудии. Сам проект готов, сообщил Н. Михалков: «Лично я и наша команда ждём возможности доложить о нём Президенту и Премьер-министру РФ, так как это нам было поручено». Он уверен: одобрение будет, «просто до нас пока не дошла очередь». Необходимую сумму режиссёр озвучить отказался, но подчеркнул, что без федеральных средств, только усилиями Крыма, проект поднять нереально. Да и нецелесообразно. «Ялтинская киностудия — «кинематографическая Мекка», которая должна работать на всю страну, и не только нашу. Поэтому возлагать строительство и организацию проекта только на Крым было бы несправедливо», — уточнил Н. Михалков.
«Мы будем стараться заложить определённые средства в бюджет 2018 года и однозначно рассчитываем и на федеральные министерства, — подчеркнул со своей стороны Сергей Аксёнов. — Думаю, министр культуры РФ Владимир Мединский нас в этой ситуации поддержит».
По словам Главы Крыма, к 15 ноября реальная концепция восстановления Ялтинской киностудии будет представлена Президенту РФ. «А дальше будем действовать, исходя из возможностей бюджетов — как нашего республиканского, так и федерального», — сказал С. Аксёнов.
Однако, как бы ни решались вопросы экономического характера, без политики никак не обойтись. И здесь значение фестиваля «Евразийский мост» трудно переоценить. Никита Михалков убеждён: Крым заслужил считаться Россией испокон веков, и это постепенно становится понятным тем, кто не зашорен и не испуган, кто не боится у себя дома, в демократических странах, оказаться под репрессиями или внутренними санкциями.
Гость фестиваля С. ШакуровВремя — сестра правды, несколько раз за вечер произнёс режиссёр. Он особо поблагодарил за мужество своих друзей — кинематографистов разных стран, «которые относятся к тому, что произошло, по правде и по справедливости, не боятся высказывать свою точку зрения уже тем, что приезжают сюда и представляют здесь свои картины».
В конкурсную программу игрового кино вошли 8 лент — «Белые ночи», «Турецкое седло» и «Жги!» (Россия), «Маленький принц нашего города» (Казахстан), «Смерть Людовика XIV» (Франция), «Сын Софии» (Греция/Болгария/Франция), «Улица последней надежды» (Италия/Швейцария/Франция), «Что скрывает тьма» (Китай). Столько же фильмов представлены и в документальном конкурсе: «Два поколения на родине», «Пушкинская Италия. Увидеть Бренту!» и «Плацкарт» (Россия), «Машины» (Индия/Германия/Финляндия), «Нью-Йорк 21 раз» (Польша), «Почтальон» (Финляндия/Болгария), «Экзорцизм» (Италия/Франция), «PRO Шамирам» (Армения).
Жюри фестиваля возглавляет британский режиссёр Гарет Джонс, человек, к тому же занимающийся в европейском независимом кино вопросами развития культурного разнообразия. На церемонии открытия форума в ялтинском киноконцертном зале «Юбилейный» он вышел на сцену и внезапно вспомнил о своём отце — корреспонденте ВВС в годы Второй мировой войны. Именно он когда-то объяснил сыну важные вещи: рассказал о ведущем вкладе СССР в победу над гитлеровской Германией, о ключевом значении битвы под Сталинградом. Сегодня Гарет Джонс — на фестивале в российском Крыму, и уже это многое говорит о его уважительном отношении к нашей стране.
«Это люди, которые верят в справедливость, — характеризует своих коллег Никита Михалков. — Они здесь, потому что для них кино — их жизнь, а не то, что пишут в СМИ. Имеет значение не то, сколько фильмов будет представлено. Имеет значение то, что здесь бьётся сердце мирового кинематографа».
Председатель жюри — режиссёр Г. Джонс и актриса О. Судзиловская«Мне очень приятно, что Крым становится центром, куда приезжают мэтры мирового кино, деятели культуры, — это уже слова Сергея Аксёнова. — Культура раздвигает границы и позволяет осознать, что Крым — российский навсегда. Под руководством нашего президента Республика Крым как субъект Российской Федерации будет процветать и станет центром мирового кинематографа. Несмотря ни на какие санкции и политику, наши международные друзья не побоялись приехать и участвовать в прекрасном фестивале в российском Крыму. Хочу сказать им за это спасибо».
Следует отметить, что республика взяла на себя все затраты, связанные с организацией фестиваля, выделив на эти цели из бюджета 13 млн рублей (в прошлом году — семь). По словам министра культуры Арины Новосельской, такой значительный рост финансирования позволил организаторам пригласить гораздо больше гостей. Всё же, что касается творчества и привезённых кинофильмов, — это федеральные деньги, а также средства, привлечённые непосредственно Никитой Михалковым.
Конкурсная программа фестиваля «Евразийский мост» завершится 19 сентября. 20-го в Ялте ещё раз покажут фильмы-победители, участники разъедутся из по-летнему тёплого Крыма в свои города и страны, а авторы идеи продолжат ратовать за развитие полуострова как вотчины кинематографистов. Если верить Михалкову, у них это получится. А Михалкову всегда хочется верить — такой уж это убедительный человек.
В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ