Александр Адабашьян: Что с меня взять -авантюрист

Александр Адабашьян: Что с меня взять -авантюрист
Фото: c-pravda.ru
Александр Адабашьян.

На первом открытом фестивале детского и семейного кино Александр Артёмович представил фильм «Жили-были мы», охотно общался с юными и взрослыми зрителями.

Авантюрист или Леонардо?

Александр Адабашьян считает себя авантюристом.
А Никита Михалков называет его человеком эпохи Возрождения, современным Леонардо - талантливым во всём, за что берётся. У обоих есть свои доводы. Никита Сергеевич восхищается многочисленными талантами товарища. Александр признаётся:
- О кино я не помышлял, попал туда исключительно из-за авантюрного характера. И вот уже из своих 73-х 45 лет работаю в этом искусстве в разных ипостасях: режиссёра-постановщика, художника-постановщика, режиссёра, сценариста. Сначала ходил в подмастерьях при хороших мастерах. Считаю, что научить нельзя, можно только научиться. При наличии желания и возможностей.
- Что же привело вас в кино?
- Скорее - кто. Прекрасная художница Ирина Викторовна Шретер (внучка выдающегося русского живописца Михаила Нестерова. - Л. О.). Был при ней декоратором. Потом по непонятным для меня причинам Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский пригласил помочь ему со сценарием картины «Дело важнее, чем жизнь». Я до этого ничего не писал. А у него опыт уже был, они с Андреем Тарковским «Рублёва» сняли по своему сценарию, и ещё много чего он сделал. Потом на «Рабе любви» Никиты Михалкова я был ассистентом оператора Павла Лебешева. И сыграл там свою первую, совсем крохотную роль - режиссёра немого кино. После этого попал на эпизодическую роль в его вестерне «Свой среди чужих, чужой среди своих».
- А как познакомились с Никитой Сергеевичем?
- Да мы друзья лет с четырнадцати. Познакомились на даче моего одноклассника Лёши Шашкова на Николиной горе. Собралась весёлая компания - его сосед по даче Никита Михалков, Володя Грамматиков, Ваня Дыховичный. С тех пор встречались иногда. Когда Никита делал дипломный фильм «Спокойный день в конце войны» во ВГИКе, пригласил меня помочь с декорациями.
- Всё у вас достаточно пристойно, почему называете себя авантюристом?
- Потому что многое начинал на грани фола. Когда у нас всё пришло в упадок, рванул во Францию, благо, язык знал прекрасно, окончив лучшую в Москве спецшколу. Там мне предложили написать сценарий по роману писательницы Симоны Арэз «Мадо». Мои старания перевести на экранный язык сплошной монолог героев закончился тем, что от оригинала мало что осталось. Продюсеры, выслушав мои аргументы, сказали: вот сам это и снимай. Так я стал режиссёром. Потом Борис Акунин, который видел «Мадо», предложил взяться за экранизацию детективной истории «Азазель».
- Постановка опер из того же разряда авантюр?
- Чистой воды! У меня ведь нет музыкального образования. Сам не знаю, почему согласился за 12 дней поставить «Бориса Годунова» в питерской Мариинке, когда мне это предложил при случайной встрече в Риме художественный руководитель и директор театра Валерий Гергиев. Потом ещё и «Хованщину» осилил в Ла Скала.

Всё, что угодно, только не скучная рутина

- Как вам было в роли Берлиоза в фильме Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»? Без опасений брались за неё?
- Я не мистик, поэтому взялся с интересом. Мне этот персонаж очень нравится: блестяще образованный болтун, циник, идеолог просвещённого атеизма. Очень современный товарищ. Думаю, если бы ему не отрезали голову, дожил бы до лучших времён и рассказывал, как он защищал Мастера, бился с цензурой. Вполне мог бы стать религиозным деятелем или депутатом. А голову ему отрезали на всякий случай: с глубокими знаниями по части религии мало ли до чего ещё додумается.


- О трактовке романа Булгакова до сих пор ведутся споры. Некоторые считают его Евангелием от сатаны. Как вы к нему относитесь?
- Как к вполне религиозной истории. Дьявол со своей командой материализуется в столице советской России и выясняет, что им здесь делать нечего: страна уже абсолютно дьявольская.
Единственный, с кем надо разобраться, - Мастер. Не нужно, чтобы здесь бродила книга про Понтия Пилата. И они забирают Мастера и его роман, а граждане продолжают жить, как жили. Такое же крайне антисоветское произведение, как и «Собачье сердце», повествующее об изготовлении пролетария искусственным путём.
- Сложно было собрать поистине звёздную команду в картине «Жили-были мы»: Дмитрий Певцов, Алёна Бабенко, Елена Сафонова, Михаил Жигалов, Леонид Бичевин. Чем их завлекли?
- Завлекать не пришлось. Прочитав сценарий, каждый сказал: «Снимаюсь!». Делали, надо сказать, это с удовольствием и задором. Под стать мэтрам юная Сонечка Галишникова, которая на «Солнечном острове» получила свой первый приз - «Лучшая женская роль».
- Работу в каких фильмах вспоминаете с особым чувством?
- «Свой среди чужих», конечно. Мы все были молоды, азартны, никто от нас ничего не ждал, и мы ничего не боялись, снимались легко и весело, валяли дурака и получали удовольствие.
У Богатырёва - первая серьёзная роль. Костя Райкин вообще первый раз снимался. Опыт имели только Солоницын, уже сыгравший в «Рублёве», и Шакуров. Тогда мы первый раз собрались такой командой съёмочной. Потом ещё пять картин сделали. Ещё, конечно, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервилей» режиссёра Игоря Масленникова.
И там - просто сборная СССР: Соломин-младший, Ливанов, Янковский, Михалков, Крючкова, Брондуков, Мартинсон, Демидова, Купченко. В таком обществе вечер провести - одно удовольствие, а тут столько дней на площадке. Играли все стильно. Такие англичане, каких и в Англии нет. И это пронизывает картину лёгкой иронией.
- Нынче только ленивый не ругает американский кинематограф, заполонивший наши экраны. Вы тоже?
- Ругать надо самих себя в первую очередь: своими руками в «весёлый» развал 90-х уничтожили систему проката, разогнали Госкино и продали американцам все права на прокат. А ещё в девятнадцатом веке Диккенс предупреждал: «Миссия Америки - опошлить вселенную». И мы видим, что эта миссия благополучно выполнена. Всё сведено к простой формуле: что продаётся, то и хорошо. Неважно, что это - убийство, наркотики, цветные революции. Опошлено не только кино. Весь мир носит джинсы, кроссовки, бейсболки. Музыка, еда - американские. Там решают, что мы будем смотреть, и заметьте, - молодёжь вообще не знает, что есть кино французское, итальянское, болгарское, что снимают замечательные картины в восточной Азии, в Иране, Индии. Кинозвёзды - только американские. Любой глянцевый журнал откройте - половина посвящена тамошним актёрам: кто женился, кто развёлся, ногу сломал, наркотиками обнюхался.
- С кем из молодых отечественных режиссёров хотелось бы поработать?
- Таких много, но, думаю, им со мной уже неинтересно. И я их прекрасно понимаю: другой ритм, другие представления обо всём. Не хуже, не лучше, просто другие. Мне интересны Владимир Котт, Резо Гигинеишвили, Анна Меликян, Сергей Урсуляк. Категорически не интересен Звягинцев с его искусственным «Левиафаном», изобилующим откровенными сценарными натяжками только для того, чтобы выйти на отвратительный финал. Безжизненный мир отвратительных насекомых у него получился.
- В кино вы нынче редко появляетесь. Чем заняты?
- Всем понемножку: книжной и журнальной иллюстрацией, дизайном интерьеров - оформил московские рестораны Антона Табакова «Обломов», «Антонио», «Грибоедов». Сценарии пишу, консалтингом даже занялся. Не люблю скучной рутины однообразия. Смена занятий - это по мне.

Досье

Кинодраматург, художник, киноактёр, режиссёр, сценарист, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РФ Александр Артёмович Адабашьян родился в Москве 10 августа 1945 года. Окончил высшее художественно-промышленное училище имени Строганова. С 1971 года работает в кино. Среди многочисленных актёрских работ роли в картинах Никиты Михалкова «Раба любви», «Сибириада», «Пять вечеров», «Родня», «Очи чёрные», «Свой среди чужих, чужой среди своих», в сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: собака Баскервилей», фильмах «Полёты во сне и наяву», «Президент и его внучка», «Мастер и Маргарита», «Девять месяцев». Участвовал в написании сценариев к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Транссибирский экспресс». Итальянский режиссёр Джакомо Кампиотти снял по его сценариям фильмы «Как два крокодила», «Время любить». В качестве режиссёра дебютировал во Франции фильмом «Мадо, до востребования», отмеченным на Каннском фестивале главным призом. Среди многочисленных наград - призы Международного фестиваля «Европа чинема», Российского фестиваля комедий, кинофорума «Окно в Европу», имени Станислава и Андрея Ростоцких.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.

 
По теме
В Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны Алексей ЕЛАГИН Фото: пресс-служба ГУ МЧС по РК В понедельник, 18 марта, в Крыму уничтожили 13 боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
17 марта сотни севастопольцев и гостей города-Героя пришли в музей-заповедник, чтобы разделить радость предстоящего праздника ‒ десятой годовщины воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
Над Крымом средства ПВО сбили украинский реактивный беспилотник - Крымское информационное агентство Около 21:30 пресечена попытка киевского режима совершить террористическую атаку по объектам на территории Российской Федерации c применением реактивного БПЛА самолетного типа.
Крымское информационное агентство
Женщину, готовившую теракт на железной дороге, задержали в Симферополе – ФСБ - КрымИнформ Женщина, подозреваемая в подготовке террористического акта на железной дороге по заданию украинских спецслужб, задержана в Симферополе, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Центр общественных связей ФСБ.
КрымИнформ
По состоянию на 18.03.2024г. новой коронавирусной инфекцией на территории Республики Крым зарегистрировано   за истекшую неделю 186 случаев, что на 60 % выше чем на предыдущей неделе.
Роспотребнадзор по Республике Крым