– Подтверждением этого станет премьера спектакля по пьесе Максима Горького «Васса Железнова», – подчеркнул Ермачков.
Режиссёр-постановщик спектакля, главный режиссёр театра Юрий Фёдоров, в свою очередь, рассказал «Крымской газете», что собирался поставить «Вассу Железнову» ещё три года назад.
Юрий Фёдоров отмечает:
– Каждый режиссёр формирует свой «режиссёрский портфель», то есть пьесы, которые он хотел бы поставить. «Васса Железнова» в моём «портфеле» уже три последних года. Сейчас пришло её время. Сегодня, на мой взгляд, как никогда актуальна тема семьи, поднятая Горьким ещё в 1910 году, переосмысленная им в 1935 году и словно отправленная нам в сегодняшний XXI век с его сложнейшими преобразованиями и радикальными изменениями. Мы взяли в работу последнюю, лучшую, по словам самого Горького, его вторую редакцию этой пьесы, написанную в 1935 году. О ней как о гениальном произведении пишут сегодня литературоведы, культурологи, искусствоведы.
– Как долго длилась подготовка к спектаклю? – спросили мы Юрия Фёдорова.
– На освоение подобного сложнейшего драматургического материала в академических московских театрах иногда уходит до года. Но мы не можем позволить себе подобную роскошь – репетировать столько времени. Мы работаем, укладываясь иногда даже в «европейские сроки» – 45-50 репетиционных точек. Но это суперсжатый период, требующий максимальной режиссёрско-актёрской отдачи.
– Эту пьесу иногда называют гениальной и космологической...
– Гениальность пьесы в том, что Горький, закончив «Вассу» за полгода до смерти, непостижимым образом вложил в неё некое универсальное, вселенское понимание абсолютного предназначения женщины на земле, её функций, задач, а на тот исторический момент прописал и катастрофическую ситуацию, когда русская баба взваливает на себя весь воз родового купеческого капитала, семейной ответственности, материнского долга. Именно поэтому фигура Вассы многомерна, многослойна, крайне противоречива и неоднозначна, но с позитивным чертами. В нашем спектакле главная героиня изо всех сил пытается сохранить свою семью, понимая всю безуспешность этих попыток. Бессмысленность таких материнских усилий только усиливает ситуацию безысходности и возводит драматизм данной семьи до уровня трагедии.
– А как спектакль перекликается с современностью?
– «Васса Железнова» сегодня более чем актуальна, ведь мы повсеместно видим планомерное и тотальное уничтожение семьи. Современная Европа – яркий тому пример.
Елена Пущаева